С древних времен люди преклонялись перед героями, в одиночку восстававшими против сил зла. Их свершения увековечивались в мифах, легендах и героических песнях, передававшихся из уст в уста многими поколениями. К числу таких произведений принадлежат и былины -древнерусские песни о знаменитых богатырях Киевской Руси. Наиболее популярные герои таких песен - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, великан Святогор. Былины рассказывали об их удивительных воинских и трудовых подвигах. В образах былинных богатырей запечатлелись древние представления о народном герое-заступнике, наделенном несокрушимой физической мощью и широтой души, отстаивающем идеалы добра и справедливости.

Былины возникли более 1000 лет назад. Они слагались на основе древних преданий и песен, и подобно другим фольклорным произведениям, были плодом коллективной творческой фантазии. Так же как в мифах и сказках, важную роль в былинных повествованиях играли фантастические элементы (описания необычайных подвигов, несметных вражеских полчищ, невиданных чудищ и т.д.). Но, в отличие от сказок и мифов, сюжеты былин, как правило, имели реальную историческую основу. Действие в былинах происходило не в мифические «первоначальные времена», когда на земле только устанавливались главные законы жизни, и не в сказочном царстве, расположенном за тридевять земель, а в конкретную историческую эпоху и в конкретной местности (например, в Киеве или Чернигове). Да и в фантастических картинах героических сражений слышались отголоски реальных исторических событий, - в частности, войн древнерусских городов с многочисленными племенами кочевников. Живая связь с историей - это первая характерная особенность былин.

Другая отличительная черта этих произведений связана с их песенным происхождением. В старину былины исполнялись под аккомпанемент гуслей, и для их создания использовался особый поэтический слог - так называемый былинный стих. Он произносился неспешно, нараспев и задавал былине торжественный тон.

Сюжет былины часто строился по плану, уже знакомому вам по народным сказкам. Он состоял из краткого вступления - зачина (в котором указывалось время и место действия), основной части (повествовавшей о героических подвигах богатырей) и концовка (где кратко подытоживалось рассказанное). Эта сюжетная схема украшалась характерным фольклорным "орнаментом" - гиперболами (вместо чары вина герою, например, наливают полведра), постоянными эпитетами (солнце красное, поле чистое, добрый молодец, ветры буйные и т.д.], повторами отдельных слов, выражений и целых картин. Такой "орнамент", равно как и общее построение сюжета, служил лучшему запоминанию содержания былины.

Возникнув на заре истории Киевской Руси, былины на много столетий пережили свою эпоху и оставили глубокий след в культуре восточнославянских народов. Их влияние, в частности, прослеживается в украинских думах и героических песнях, а также в ряде произведений, позже созданных выдающимися русскими писателями, композиторами, художниками.

Ратные подвиги былинных богатырей


Огромной народной любовью был окружен образ Ильи Муромца. Былины изображали Илью "старшим" богатырем, превосходящим своих соратников и силой, и мудростью. Возможно, считают исследователи, исключительное положение этого героя объяснялось его близостью к простым слушателям песен: ведь, в отличие от большинства былинных богатырей принадлежавших к знатным и богатым родам. Илья Муромец происходил из крестьянской семьи. Его спокойная, уверенная сила, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, независимость в отношениях с князем вызывали глубокую симпатию. Восхищала слушателей и необычная биография этого героя: 30 лет, согласно былинам, Илья, скованный неведомым недугом, "сиднем" просидел дома, пока таинственные странники не пробудили в нем "силушку великую" и благословили его на дела богатырские. С этого дня началась история его героических свершений.


Как былины дошли до нашего времени? 


На сегодня собрано более 3 тыс. записей былин. Среди них встречаются сотни вариантов одного и того же былинного сюжета. Различия между ними объясняются тем, что разные сказители (или певцы) привносили в сюжет что-нибудь свое: добавляли или опускали какие-либо подробности, произвольно соединяли 2 былины в одну и т.п. Чем были вызваны такие изменения?

Очевидно, что сначала рассказ о реальном истерическом факте передавался в былине более или менее близко к действительности. Однако с течением времени интерес к отдельным деталям утрачивался. Это происходило и в тех случаях, когда песня перекочевывала в другую местность, - например, из Киевской земли в Новгородскую. Так возникали новые варианты одного и того же сюжета. 

На протяжение многих столетий былины существовали только в устной форме. Со временем их стали записывать. Первые из дошедших до наших дней записей были сделаны а ХVII в. В большинстве случаев они представляли собой краткие пересказы сюжетов Былин. И лишь спустя столетие появился знаменитый сборник Кирши Данилова, в котором среди прочих фольклорных произведений были представлены полные тексты около 20 былин. Во второй половине ХІХ в. собранием былин занялись и любители фольклора, и профессионалы. Как оказалось, весьма своевременно: спустя столетие Былины уже практически не исполнялись вживую.