Чем отличается фольклор от художественной литературы?


В те времена, когда гусляры воспевали подвиги богатырей, монахи в тиши своих келий корпели над летописями важных исторических событий. Их записи тоже не были свободны от художественного вымысла, поскольку наряду с реальными фактами содержали легенды и предания, повествовавшие о далекой старине. Однако, в отличие от сочинителей былин, преображавших исторические события в полуфантастические картины, летописцы стремились по возможности точно зафиксировать то, что произошло в действительности.

С течением времени летописи дополнялись, перерабатывались и компоновались в особые "своды". Древнейший из дошедших до нас летописных сводов - "Повесть временных лет". Он был составлен около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря по имени Нестор.

Это был "книжник" широкого исторического кругозора и незаурядного литературного дарования. Он не только дополнил предшествующие летописи описаниями событий, очевидцем которых был, но и дал свою версию истории становления Руси.

Около 1116 г. князь Владимир Мономах, заботившийся о своей репутации в глазах потомков, отдал "Повесть временных лет" на переработку в Выдубицкий монастырь, находившийся под Киевом. Вследствие этого в ней появились тексты, прославлявшие его деятельность. В частности, в летописный свод была включена история коварного ослепления князя Василька Теребовльского братьями, в которой Мономах выступал в роли противника княжеской междоусобицы и защитником справедливости.

Однако Владимир не остановился на переделке летописей. Около 1117 г. он написал о себе сам. Произведение, в котором князь рассказал о своей жизни, о своих делах и чаяниях, вошло в историю как "поучение Владимира Мономаха".

Это название объединяет 3 текста: собственно "Поучение", автобиографию Мономаха и его письмо к князю Олегу Черниговскому. В совокупности они дают представление о личности автора, не уступающей по своему размаху былинным богатырям. 

Кого и чему "поучал" князь Владимир в своем сочинении? Обращаясь в нем к своим детям, Мономах объяснял, каким, по его мнению, должен быть настоящий правитель. При этом он опирался на личный опыт, тем самым показывая, что не только словом, но и делом отвечает за свои убеждения.

Впрочем, дети Мономаха на ту пору сами княжили в разных городах Киевской Руси и, несомненно, уже имели навыки политической деятельности. Поэтому не следует понимать буквально то, что "Поучение" адресовано именно им. В действительности оно обращено ко всем будущим правителям. И вот что удивительно: хотя времена княжеского правления давным-давно ушли в прошлое, да и последовавшая за ними эпоха царей закончилась еще в начале минувшего века, за истекшие столетия наставления Владимира Мономаха практически не устарели. Они по сей день прочитываются как ценное руководство для политиков, находящихся у кормила власти.

Чем же можно объяснить секрет долгожительства этого произведения? Очевидно, тем, что автор вложил в него всю мудрость, приобретенную за долгие годы бурной, исполненной опасностей и великих свершений жизни. Это была мудрость не только правителя, имевшего огромный опыт военных походов, принятия важных политических решений, забот о процветании родной земли, но и мудрость человека, старавшегося жить по законам христианской морали. Именно высокое нравственное звучание принесло "Поучению" Мономаха славу бессмертного духовного завещания потомкам.