Анализ повести Гоголя "Ночь перед Рождеством" (1831)
Ночь перед Рождеством |
Российской империи, однако, имела свою неповторимость. "Ночь перед Рождеством" написана на основании воспоминаний писателя о праздновании великого христианского праздника. Нередко он и сам был среди колядующих, брал участие в веселом рождественском празднование. Как верующий человек, автор отразил в произведении незримое присутствие нечистой силы и ее борьбу за душу человека. Однако человек, имеющий в душе Бога, всегда победит дьявола (черта).
В чем же секрет "Вечера на хуторе близ Диканьки"? Почему изящный и образованный Петербург зачитывался украинскими повестями М. Гоголя? Народные образы, созданы Гоголем в литературе, слишком отличались от столичной среды. Это был блестящий расцвет молодого таланта художника, однако только первый шаг в большом пути, где его ожидали новые повороты и перекрестки.
Все события в повести протекают в Сочельник "Святой вечер". В этот праздничный вечер христиане готовят 12 различных постных блюд, всей семьей собираются и читают молитвы. Все в ожидании первой звезды, так как после нее появления можно разговеться. Основным блюдом на предпраздничном столе была кутья (голодная постная кутя), приготовленная исключительно из даров природы, - она была символом будущего благополучия и оберегом от нечистых сил. Именно в Сочельник происходят странные волшебные события, необычные перевоплощения и даже встреча с нечистой злой силой. В повести "Ночь перед Рождеством" таких событий много: ведьма перевоплощается в Солоху, черт - на лошадь, а кузнец Вакула сумел оседлать даже самого черта, слетать за одну только ночь до Петербурга и достать у царицы черевички для своей возлюбленной Оксаны.
В сюжете повести Н. Гоголя "Ночь перед Рождеством" оказались традиции украинского вертепа - народного театра, где действие разыгрывалось в двух ярусах: верхнем (небесном) – где все события происходили на небе и нижнем (земном) на земле. В верхнем ярусе зрителям или читателям показывали религиозные сюжеты, а в нижнем - сценки из народного быта насыщенные комедией. Традиционными персонажами украинского вертепа была Богородица, Христос, черт (в верхнем ярусе), баба, дьяк, голова, казак (в нижнем ярусе). Наиболее положительным персонажем вертепа был казак (запорожец), который воплощал любовь к воле Запорожской Сечи.
В повести действуют традиционные персонажи народного украинского вертепа - баба (Солоха, Ткачиха, Переперчиха), голова, дьяк, казак, кузнец, красавица (Оксана), Царица, кум. Верхний и нижний ярусы повести Н. Гоголя "Ночь перед Рождеством" не отделённые, а тесно связаны между собой. Величественная история Рождества спроектирована на земной мир, где человек борется с чертом (дьяволом) за свет, добро и счастье в своей жизни.
В повести оказались традиции украинской народной сказки с ее традиционным сюжетом и героями - красавица и герой, который стремится получить любовь. Красавица испытывает героя, он получает тяжелое задание - пойти далеко, за тридевять земель, и принести заветный предмет (в повести - башмачки). Герой, наделенный чертами украинского казака, должен проявить смекалку, силу и настойчивость в выполнении задания, чтобы достичь своего счастья.
Представители нечистой силы – ведьма и черт - показаны М. Гоголем в домашнем быту, они приобретают человеческие черты и перевоплотившись действуют рядом с человеческими персонажами. Черт имеет черты сельского головы, а ведьма способна превращаться в обычную женщину - Сваху. Солоха, на удивление, изображена как красивая ведьма. Она сильно не вредит главным героям, хотя в определенной мерой влияет на ход событий. В украинской народной традиции черт и ведьма имеют другие названия. В народе их прямо не называли, чтобы не навлечь злые силы. То, что Солоха – ведьма и приходится матерью коваля Вакулы, соответствует традициям украинского фольклора. Герой, наделённый волшебной силой, имеет волшебное происхождение. Кроме того, позитивный герой в фольклоре должен пройти духовные испытания, преодолеть нечистую силу и выйти в новую жизнь.
Издавна в народе бытуют верования: чтобы месяц способствовал благополучию семьи, проводили обряд, виде жертвоприношения вареников или галушек, что по форме были похожи на месяц. Отголосок недавних мифических представлений мы находим в повести Н. Гоголя в изображении Крысы. Кроме того, этот персонаж также вобрал черты запорожца. Автор рассказывает о том, что Крыса когда-то жила Запорожской Сечи, а затем поселилась в Диканьке. Как и другие герои, Крыса наделен волшебными чертами и особенным знаниям, поэтому он подсказывает Вакуле, что черт у него сидит за спиной
События в этой повести происходит во времена правления царицы Екатерины II. Николай Гоголь отразил пренебрежительное отношение петербургской знати (кроме Потемкина) к казакам. Петербург и Диканька, противопоставленные между собой, как чужое и холодное пространство непонятное для обеих сторон. В "своем" пространстве героям тепло даже в морозную ночь, они живут в гармонии с природой. А в Петербурге все представляется странным, неестественным. Здесь важны другие ценности, а свет (в отличие небесного Диканьки) является искусственным (иллюминация, диаманты на руках Потемкина). Но смелость и храбрость Вакулы удивили царицу, и она дарит ему черевички для Оксаны. Всё-таки, герой, получается, выходит победителем с чужого для него пространства.
Особенности художественного произведения в повести "Ночь перед Рождеством". В сборнике "Вечера на хуторе близ Диканьки" царит разговорная стихия. Специально для этой книги М. Гоголь создал образ вымышленного рассказчика - пасечника Рудого (рыжего) Панька. В построении повести мы ощущаем влияние такой народной формы, как вечерниц, где издавна рассказывали какие-то истории - реальные и фантастические, пели, веселились, ухаживали, договаривались о сватовстве. "Ночь перед Рождеством" складывается с отдельных рассказов, каждый из которых имеет свой сюжет, но тесно связаны друг с другом.