Искусство в авангарде истории

Первая мировая война знаменовала собой переворот не только в судьбах отдельных людей, семей, городов и даже империй. Изменения не обошли и тогдашнее искусство: на почве модернизма вырос авангардизм.

Дать определение понятий "авангардизм" и "модернизм" достаточно нелегко. И прежде всего потому, что сами представители различных течений, как и их теоретики, часто враждовали между собой, а потому упорно избегали любых разговоров о причастности к определенному единому художественному направлению. При этом термин "авангардизм" возник, словно сам по себе. Искусство, накануне эпохи больших перемен позиционировалось как "современное", с началом военно-революционных событий по всей Европе провозгласило себя глашатаем революционных преобразований. Авангардизм 1910-1920-х годов объявил осуществляемую им "революцию в искусстве", которая предшествовала или общественным революциям (футуризм, кубизм, кубофутуризм), или происходила как поиск соответствующих им форм (дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм). Соотношение авангардизма и модернизма - это соотношение общего (модернизм) и отдельного (авангардизм). Итак...

Что такое авангардизм (от франц. avant-garde - передовой отряд) - это условное название ряда художественных течений, объявили "революцию в искусстве" и решительно разорвали связь с реалистической традицией.

И самой интересной является судьба самого реализма в литературе XX века. В любом случае это был реализм в присутствии модернизма, то есть неореализм. Его модификации и эволюции, поиски новых форм и средств художественного выражения в литературе XX - начала XXI ст.

Говоря о реалистическом искусстве как о современном виде искусства миметического, надо, прежде всего, принять во внимание общеизвестный закон отставания эстетических потребностей от художественных возможностей. Взгляните на спальные районы современных городов - и вы поймете, почему до сих пор не достроен собор Гауди.

Разделение культуры на элитарную и массовую - неутешительная, правда, современности. И до сих пор обыватель, подобно плебса Древнего Рима, требует хлеба и зрелищ. Зрелищ, конечно же, миметических, чем меньше отличаются от обычной хроники событий, тем лучше. Впрочем, с "обычной хроникой" не все так просто. Как, скажем, отличить ее от новейших мифов, которые создаются просто-таки на глазах у масс? Или же ради "обычной хроники" вождь русской революции Владимир Ульянов (Ленин; 1870-1924) занимался кинематографом, провозглашая его "важнейшим из всех искусств"?

Еще больше сомнений относительно миметических "зрелищ" для масс возникает, если задуматься о том, почему устраивать их всегда так охотно брались и берутся гении модернизма (а ныне - постмодернизма). При этом открытое провозглашение идейно-художественной задачи возбудить и возглавить народ в определенных социальных акциях - скорее исключение, как в теории и художественной практике футуризма (от лат futurum — будущее). Это авангардистское течение, которое вначале XX вв. практически одновременно возникла в Италии и в России, подчеркивала также и на своем разрыве с "подражательным" искусством прошлого, требуя для современного урбанизированного человека современного урбанизованно-технического искусства - динамичного, энергичного, способного побудить до революционного преобразования действительности. После Первой мировой войны итальянские футуристы поддержали и эстетизировали тамошний фашистский режим Бенито Муссолини (1883-1945), который некоторое время тоже был поэтом и художником-футуристом, а российские - большевистскую диктатуру.

Старшее поколение - "люди модерна" - уже не всегда понимало радикальные порывы "людей авангарда". "Чего вы хотите?" - как-то прямо спросил Максим Горький одного из главарей русского футуризма Владимира Маяковского. И получил ответ: "Я хочу будущего сегодня". 

Черты "будущего сегодня" футуристы, кубисты и прочие сторонники "урбанистического" искусства видели в... коммерческой рекламе, которая делала на тот момент свои первые шаги. Пионерами рекламы были "люди модерна". Так, громкой славы рекламиста заслужил выдающийся французский художник Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901). 

Однако то, что "люди модерна" пропагандировали, прежде всего, деловые или технические, а уже потом - эстетические новации, для "людей авангарда" приобретало значение, прежде всего эстетически-художественного. Классический пример - написан в 1913 году. Стихотворение Маяковского "А вы смогли бы?".

Однако немало ведущих европейских художников и до, и особенно после Первой мировой войны были далеки от идеи "направить и возглавить" историю на пути к "железному" урбанистическому будущему, чувствуя себя не ее героями, а быстрее всего ее жертвами.