Комедия и классицизм
Истоки европейской комедии тянутся с античности. Именно в Древней Греции дважды в году на праздники, посвященные богу виноделия Дионису, устраивались шествия людей, одетых в шкуры домашних животных. Позже популярными стали театральные состязания, на которых венок победителя украшал голову автора лучшей трагедии и лучшей комедии. Победителя определяли сами зрители.
Трагедия, комедия и появившаяся позже драма – это синтетические жанры в искусстве, поскольку они одновременно принадлежат литературе и театру. Их можно не только читать, но и смотреть на сцене.
Отрицательные качества человека могут носить статус "вечных", и проявлять себя в любую эпоху (к примеру, глупость, жадность, трусость), также отражать социальный фон своего времени (например, карьеризм, самодурство, чинопочитание).
Для того, чтобы писать комедии, нужно глубоко понимать человеческую натуру, ее внутренние противоречия. Однако и время накладывает свой отпечаток, заставляя придерживаться своих правил. Так, в эпоху классицизма автор комедии создавал не характеры, а типы.
Литературный тип в классицизме наделяет человека "особым чувством", то есть одной единственной чертой, как правило, отрицательной: скупой, глупец, лентяй и другими.
Далее присутствует четкое разделение героев на положительных и отрицательных, добрых и злодеев. Причем, в течение действия герой не мог внутренне измениться, стать лучше или хуже. Конечно, это был однобокий и статичный подход в изображении человеческой природы. Но он выполнял одну из главных задач классицизма - нравоучительную.
Главным для драматургии стал принцип трех, единств - места, действия и времени. Согласно ему, все действие пьесы происходят в одном, как правило, закрытом, месте: дворце, доме или даже комнате. Оно должно укладываться по времени в одни сутки, но лучше в 3 часа, так как тогда время действия будет практически соответствовать реальному времени и изображать одно событие, жизненный эпизод, законченное действие, которое имеет свое начало, развитие и финальную развязку. О других же событиях из прошлого мы узнаем из монологов и диалогов героев. Принцип трех единств стал основным законом для драматургии классицизма, отступиться от которого было нельзя ни на шаг.
Более того, он окажется одним из главных принципов драматургии XIX в. и в этом смысле значительно переживет свою эпоху.