Проблема жанра в произведении Льва Толстого "Война и мир"
Проблема жанра. "Война и мир" - произведение, уникальное не только для русской, но и для мировой литературы, прежде всего с точки зрения его жанра.
Еще современники писателя отметили сложность и проблематику жанровой природы произведения "Войны и мира". Н. Страхов увидел в этом произведении семейную хронику. И. Тургенев подчеркивал, что в нем соединились черты эпопеи, исторического романа и очерка нравов. "Войну и мир" сравнивали то с "Пармской обителью" Стендаля, то с "Отверженными" В. Гюго, то с романами В. Скотта. Но толстовское произведение превосходило любое из них по широте охвата действительности проблематике. Сам автор затруднялся определение жанра своего произведения. В 1865 году он отмечал, что будущий роман – это "картина искусных нравов, созданная на основе исторических событий", а позже указывал, что "Война и мир" - "это вовсе не роман, еще менее хроника исторических событий, еще меньше это поэма". Писатель назвал свое произведение просто книгой, как Библия, где соединено множество разнопланового материала. Толстой признавал влияние эпической традиции на свое творение: как в "Илиаде", отдано предпочтение общественной жизни над частной, личной. С народным эпосом и героической поэмой "Войну и мир" роднит тема народного подвига в войне 1812 года.
Хотя действие в "Войне и мире" развивается по романным законам, произведение выходит за рамки любого романа: здесь нет главного героя, нет общей завязки и развязки повествования, интрига играет далеко не главную роль, нельзя в строгом смысле говорить о завершённости произведения (эпилог может выступать началом для следующего романа). В произведении Толстого есть черты нравоописательного, социально-психологического, философского, романа воспитания и это все усложняет определение жанра произведения.
Хотя истории писатель уделяет огромное внимание (ей посвящены 186 глав из 333), выводит на страницах произведения и императоров (Александр І, Наполеон, Карл XII, Фридрих Прусский), и их полководцев (Кутузов, Мюрат, Даву), подробно описывает несколько битв, наконец, создает собственную концепцию истории, "Война и мир" не укладывается не в какие рамки исторического романа. История здесь не фон, а полноправный объект изображения, как и любой из героев романа. В произведении Толстого иногда трудно провести границу между историческим событием и эпизодом из личной жизни героев.
Бесспорным является и тот факт, что в "Войне и мире" есть черты семейной хроники. Толстой подробно рассказывает о семьях персонажей изображенных в его романе. Но их описанием произведение не исчерпывается. Вообщем семейная хроника тоже своего рода является проблематикой жанра "Войны и мира".
В XX веке большинство исследователей относили "Войну и мир" к эпопее, отмечая объем произведения и проблемно-тематическую энциклопедичность. Действительно объем "Война и мир" довольно внушительных размеров не только для своего времени, но и для сегодняшнего.
Теги: проблема жанра "Война и мир", жанровая проблема "Войне и мире", проблематика жанра, какой жанр в "Войне и мире"