Ритм
Стихотворная речь - это особый тип речи, она выделяется среди остальных своей музыкальностью и ритмичностью.
Ритм стихотворный - это упорядоченное чередование стихотворных строк, а внутри этих строк - ударных и безударных слогов.
Ритм является основной особенностью стихотворной речи. Убедимся в этом, изменив порядок слов в строфе. Разобьём её на слоги и расставим ударения:
И пе/чаль/на, и тем/на вет/ха/я на/ша ла/чуж/ка.
Как видим, нет строгого порядка в расположении ударений, нет чёткого чередования ударных и безударных слогов. И в результате никакого музыкального впечатления от этой фразы мы не получаем.
Двусложные размеры стиха
Прочтите ещё раз пушкинские стихотворение, слегка выделив (скандируя) ударные слоги:
Бу ря/мгло ю/не бо/кро ет,
Ви хри/сне жны/е кру/тя.
Определите слоги без ударения и обозначьте их значком U. Прислушайтесь к этим строкам. Схема расположения ударных и безударных слогов такова:
UU/UU/UU/UU
UU/UU/UU/U
Итак, в стихотворении А. Пушкина "Зимний вечер" повторяется сочетание двух слогов: ударный-безударный. Стихотворный размер, в котором повторяются сочетания из двух слогов, называют двусложным.
Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог, называется хорей: UU.
Следовательно, стихотворение А. Пушкина "Зимний вечер" написано хореем.
Вспомним строки из стихотворения "Зимнее утро":
Мороз/и солн/це; день/чудес/ный!
Ещё /ты дрем/лешь, друг/прелест/ный...
Схема ударных и безударных слогов такова:
UU/UU UU UU
UU/UU UU UU
Итак, здесь также мы видим повторное сочетание из двух слогов. Значит, это тоже двусложные стихи. На какой слог падает ударение: на первый или на второй? В данном случае ударный слог - второй.
Двусложный размер стиха, в котором ударение обязательно падает на второй слог, называется ямб: UU.
Следовательно, стихотворение А. Пушкина "Зимнее утро" написано ямбом.
Важную роль в звучании стихотворной речи имеет рифма - созвучие окончаний стихотворных строк. На это мы уже обращали внимание раньше.