Ритм

Стихотворная речь - это особый тип речи, она выделяется среди остальных своей музыкальностью и ритмичностью.

Ритм стихотворный - это упорядоченное чередование стихотворных строк, а внутри этих строк - ударных и безударных слогов.

Ритм является основной особенностью стихотворной речи. Убедимся в этом, изменив порядок слов в строфе. Разобьём её на слоги и расставим ударения:

И пе/чаль/на, и тем/на вет/ха/я на/ша ла/чуж/ка.

Как видим, нет строгого порядка в расположении ударений, нет чёткого чередования ударных и безударных слогов. И в результате никакого музыкального впечатления от этой фразы мы не получаем.

Двусложные размеры стиха

Прочтите ещё раз пушкинские стихотворение, слегка выделив (скандируя) ударные слоги:

Бу ря/мгло ю/не бо/кро ет,
Ви хри/сне жны/е кру/тя.

Определите слоги без ударения и обозначьте их значком U. Прислушайтесь к этим строкам. Схема расположения ударных и безударных слогов такова:

UU/UU/UU/UU
UU/UU/UU/U

Итак, в стихотворении А. Пушкина "Зимний вечер" повторяется сочетание двух слогов: ударный-безударный. Стихотворный размер, в котором повторяются сочетания из двух слогов, называют двусложным.

Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог, называется хорей: UU.

Следовательно, стихотворение А. Пушкина "Зимний вечер" написано хореем.

Вспомним строки из стихотворения "Зимнее утро":

Мороз/и солн/це; день/чудес/ный!
Ещё /ты дрем/лешь, друг/прелест/ный...

Схема ударных и безударных слогов такова:

UU/UU UU UU
UU/UU UU UU

Итак, здесь также мы видим повторное сочетание из двух слогов. Значит, это тоже двусложные стихи. На какой слог падает ударение: на первый или на второй? В данном случае ударный слог - второй.

Двусложный размер стиха, в котором ударение обязательно падает на второй слог, называется ямб: UU.

Следовательно, стихотворение А. Пушкина "Зимнее утро" написано ямбом.

Важную роль в звучании стихотворной речи имеет рифма - созвучие окончаний стихотворных строк. На это мы уже обращали внимание раньше.