Моя семья и война
Светлое небо над головой, семейный уют и любовь, покой и радость, улыбки близких мне людей... Часто задумываюсь над тем, что этого могло бы и не быть, если бы не победа в Великой Отечественной войне... Эта страшная кровавая страница истории оставила тяжелый, пропитанный болью след, который следует на линиях судьбы многих семей. Не обошла она и мою семью. Знаю, что большинство ветеранов уже ушли из жизни, однако я счастлива, потому что мой прадедушка Григорий еще жив.
О войне рассказывает довольно редко, с каждым разом на его старческие глаза, что не раз видели горе, наворачиваются слезы, слезы боли и радости одновременно. Слышала также, что двадцать миллионов сыновей и дочерей потеряла Родина за 1418 дней и ночей военного лихолетья. Прадедушка с горечью в сердце вспоминал о том, как вражеские силы уничтожали все на своем пути, сжигали села, оставляя людей без крыши над головой, брали в плен, жестоко пытая в концлагерях, забирали малышей от их матерей, убивали и издевались. Поэтому я решила больше узнать о жизни этого мужественного человека.
Родился мой прадедушка Свинолупов Федор Федорович в селе под Саратовом 8 октября 1921 года. В 1940 году вступил в брак с моей прабабушкой Марией Ивановной. Но его 20-летняя боевая юность началась уже в 1941 и пролегала фронтовыми дорогами до мая 1945 года. Призван на срочную военную службу в ряды Советской армии в апреле, в день начала Великой Отечественной войны, он принимает военную присягу и сразу направляется на фронт на Ровенщину, где его 300-й зенитный полк вступает в бой с фашистскими самолетами. С окончанием наступательной операции на Курско-Белгородском направлении летом 1943-го пришел период освобождения Украинских земель.
А тем временем 7 сентября 1941 года жена прадедушки родила мою бабушку Надежду. Возможно, это имя имеет символическое значение?!... Ведь только надежда на победу могла спасти прадеда и вернуть его домой... Бабушка из рассказов мамы вспоминает, что когда была маленькой, в село, куда переехала жить семья, вступили немцы. Оно было окружено злыми фашистами, они скалили зубы на человеческие страдания. Когда бабушка лежала на печи, двое из них вошли в дом и начали травить собак на маленькую Надюшку. Перепуганная мать стала звать на помощь и плакать. Тогда на стон и крик прибежал третий фашист и... разогнал двух других, предписав покинуть дом и забрать собак от малой. Я была крайне поражена этим благородным поступком, ибо всегда была убеждена, что среди фашистов нет добрых сочувствующих людей. Спасшись от этого бедствия, догнало другое: прабабушку хотели забрать в плен. Однако она не собиралась сдаваться. Прижав дочь к себе, убегала и скрывалась в окрестных селах. Из этого я сделала вывод, что она была сильной духом и телом женщиной с горячим отважным сердцем. Очень страдала, запираясь в комнате и плача над фотографией мужа, потому что не знала, жив ли он еще, или, может, погиб...
А тот не погиб: в составе своего полка в дальнейшем принимал непосредственное участие в освобождении Минска, Люблина, Праги, Цеханува. А еще во взятии городов Дзялдова, Дойтин-Алау, Заальфельда (Восточная Пруссия), населенных пунктов Гнев, Староград, города Гданьск. За проявленное в боях мужество ему было объявлено более десятка благодарностей.