Александр Федорович Можайский

Александр Можайский
Можайский Александр Федорович
Будущий изобретатель и автор революционных взглядов на полёты человека в воздухе при помощи летающих устройств, Александр Федорович Можайский явился миру 21 марта 1825 году. Родителем его был полный адмирал русского флота Федор Тимофеевич Можайский. Свое образование юный Александр получил в Морском кадетском корпусе, который успешно закончил в 1841 году. Присвоенное звание мичмана, позволило молодому офицеру продолжить службу на кораблях Российского флота и спустя восемь лет, Можайский был представлен к званию лейтенанта. Продолжая воинскую службу, Александр Федорович активно интересовался любой информацией, связанной с воздухоплаванием и его теорией.

В 1860 году по сокращению Александра Можайского отправили в отставку и, оставив моря, изобретатель переехал в село Котельниково, которое располагалось в Вологодской губернии. Спокойная сельская жизнь подтолкнула изобретателя к мысли продолжить изучение и эксперименты в воздухоплавании. Вспомнился один из походов, когда Александр Федорович побывал в Японии, где впервые увидел, как запускали воздушных змеев. Конструкция запомнилось ему, и в России, он создал воздушного змея, на котором даже сумел неоднократно взлететь в воздух.

Продолжая работать над созданием аппарата тяжелее воздуха, 1876 году в петербургском Манеже, была продемонстрирована модель. Зажужжав маленькими пропеллерами, необычная конструкция набрала разгон и взлетела в воздух на несколько секунд. Триумф. Газеты и журналы наперебой пересказывали историю о полете невиданной игрушки. Приукрашивая свои репортажи эпитетами, чтобы произвести дополнительные впечатления на своих читателей. Военное Министерство обратило внимание на необычный аппарат и возможности его применения в военном деле.

В 1877 году была создана комиссия военного ведомства. В составе комиссии находился известный учёный, автор периодической таблицы, Дмитрий Иванович Менделеев. По результатам, проект летательного аппарата Можайского был одобрен, и направлен запрос на выделение средств, для постройки и продолжения работ над проектом. Но, спустя некоторое время вторая комиссия, в которую вошли совершенно далекие от прогресса и, уж тем более от патриотизма, люди. Это были немецкие генералы Паукер и Гериа, которые в компании полковника Ванденберга, признали проект негодным, так как самолет не машет крыльями при полете. Абсурдность и глупость заключения этой комиссии не сломили дух молодого изобретателя. Он обратился в военно-морское ведомство с прошением, о выделении средств, и ему в этом помогли.

Можайский побывал в Америке и Великобритании, где искал подрядчиков для построения силовых агрегатов к своему летательному устройству. В 1882 году постройка закончилась, и самолёт показали публике. Отличительной главной особенностью было то, что он имел в своей конструкции 5 главных составляющих современного самолета. Это были: фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, силовая установка и шасси. Первый полёт состоялся, но закончился катастрофой. Пролетев более 100 саженей, самолет потерял устойчивость и разбился. Военные охладели к проекту и к продолжению дальнейших исследований. Работы были остановлены.

Можно смело утверждать, что именно Можайский выполнил первый полет в истории человечества на летательном аппарате тяжелее воздуха, хотя первенство в этом вопросе отдают Братьям Райт, летательный аппарат которых, состоял всего лишь из крыла и силовой установки. Основываясь на идеях и расчетах Можайского, профессор Жуковский, которого по праву считают отцом-основателем русской авиации, развил и подтвердил правоту великого русского изобретателя, энтузиаста и пионера авиации.