Мы - люди. Так гордо и красиво звучат эти слова. Мы - те, чьими руками созданы современные технологии, построены города. И, казалось бы, именно мы владеем этим миром. Что уже говорить о самих себе... Но существует то, что превращает нас - гордых и всемогущих людей в насекомых - мелких и отвратительных. Это - деньги. Почему порядочный и трудолюбивый человек, разбогатев, становится жадной и жестокой? Почему так называемые «крутые» люди, оказавшись без достатка или статуса, опускаются так низко, как бы себе не позволил обычный бедняк? Почему жизнь некоторых людей превращается в бизнес, а сами люди - живые кошельки? Неужели смысл жизни заключается в деньгах? В современном мире трудно с этим не согласиться. Каждый должен думать о себе и своей семье, не обращая внимания на чужие проблемы и неурядицы, мол, мир жесток: или ты кого, или кто-то тебя. Говорят, будто бы деньги портят людей. Однако, по моему мнению, дело отнюдь не в деньгах и не в жестоком мире, дело в самом человеке. Если кто-то стал жадным и жестоким лишь после появления денег, значит, до этого у него просто не было возможности эту жестокость проявить. Если человек живет только ради денег, возможно, она не может найти другого смысла своей жизни. Деньги не меняют людей, они просто открывают другие их стороны.

Вечным упреком человеку за поклонение золоту, деньгам, по моему мнению, бальзаковский образ - Гобсек из одноименной повести. Автор акцентирует внимание читателя на зависимости человека от золота. Главным героем произведения показаны ростовщика, который ничего не видит за своими векселями. Однако позже мы начинаем понимать психологию Гобсека, его взгляды на жизнь. Это человек, который живет жизнями других. Он любит изучать людей, угадывать их прошлое и будущее. Гобсек называет себя «укором совести» и для многих он действительно является им. Для Гобсека было удовольствием проучить того, кто не может устоять перед деньгами, хоть, сам того не признавая, и он был именно таким. Возможность управлять людьми, купить себе любовь, уважение, одиночество, вседозволенность ему предоставляли именно деньги. И Гобсек стал зависимым от них., и ни разу не воспользовался этими шансами. Эта зависимость несла с собой страх потерять богатство. Он купил себе половину дома для того, чтобы никто не узнал о его имуществе. Когда на улице из его кармана выпала монета, он сказал, что она ему не принадлежит. Он жил, как бедный человек, хотя имел все возможности для красивой жизни. Любовь, радость, мечты не могли зажечь взгляд ростовщика, а бриллиант, который так и будет пылиться в комнате, - разжег. Гобсек держал все свое богатство в отдельных комнатах. Там, где оно никому не нужно. И неважно, что вся еда испорчена. Главное, она принадлежит только ему, и он не продаст ее дешевле.

Пользуясь своей властью, Гобсек жестоко издевается над графиней де Ресто. Он очарован ее красотой, однако предсказывает нищее будущее, поскольку она не умеет разумно распоряжаться деньгами. На протяжении произведения она все больше запутывается в долгах. Через страх перед мужем, графиня торопливо отдает бриллиант значительно дороже, чем сумма, указанная в векселе. Этот момент доказывает, что Анастази де Ресто зависит не от самого золота, а от того, кому это золото нужно, то есть от ее любовника Максима де Трая, который, в свою очередь, влюблен в самого себя и не может позволить себе жить в нищете. Поэтому и думает, кто бы его обеспечил. При этом он уверенно рассказывает про свою честь, которая куда-то исчезает после предложения Гобсека взять пистолет. Да и о какой чести может идти речь, если он живет за счет женщины.

Мне не хотелось бы встретиться в жизни с Гобсеком-ростовщиком, человеком-векселем, человеком-автоматом. И его другая сторона, Гобсек-философ привлекает меня. Он умеет наблюдать за поведением людей, их мыслями, поступками. Анализируя их, угадывает будущее людей и не ошибается. По моему мнению, много кто из нас хотел бы услышать, что рассказал бы Гобсек о нем, ведь его характеристики точные, правдивые, порой безжалостные, но справедливые. Он чувствует, кто достоин уважения, и унижать только тех, кто этого заслужил. Вот только со своей властью над золотом он не смог до конца разобраться, и сам сделал свою жизнь жалким.

По моему мнению, именно такие произведения учат, как правильно жить. Многие могут возразить, мол, такие герои не являются примером и о них, возможно, лучше бы и не знать. Но кто тогда является примером? Геракл, Прометей, ...? Да, они идеальны. Но найдем ли мы хоть один идеал среди реальных людей? Нет. А таких, как Гобсек - нечего и считать.

Такие герои заранее приучают нас к реальности, тогда как идеалы только строят у нас неправильное мировосприятие. Положительные герои позволяют забыть о проблемах, способствуют положительным впечатлением и мечтательности, но никак не учат нас жизни. Когда мы анализируем поступки Гобсека, мы видим, как делать не стоит. И это лучше, чем когда навязывают свои идеалы, которые люди сами для себя придумали, ведь на чужих ошибках можно научиться гораздо большему, чем на чужом примере. И все таки нам надо уяснить, что деньги не самое главное в жизни!