Роль женских образов в судьбе Жульена Сореля в романе Стендаля "Красное и черное"
В романе Стендаля "Красное и черное" главного героя Жульена Сореля сопровождает два поразительно сильных женских образов — мадам де Реналь и маркиза де Ла-Моль.
Первую из женщин, мадам де Реналь, Жюльен встречает, когда устраивается в дом ее мужа гувернером детей. Жульен еще совсем юный, только-только начинает познавать жизнь. А мадам де Реналь, на первый взгляд, кажется женщиной, которая уже определилась со своей судьбой: она замужем, имеет двух детей, ведет достаточно спокойный, оседлый образ жизни. Но, если присмотреться поближе, становится понятно, что она еще имеет запас чувств, молодости и энергии. Этот нерастраченный ресурс она до сих пор вкладывала в воспитание детей и устройство благотворительных акций, но теперь она обращает свое внимание на Жульена. Между ними искрится любовь, но настоящее оно только с одной стороны, ведь Жульен уже начинает проявлять свою корысть. Он использует госпожа де Реналь для продвижения по карьерной лестнице. То есть, она становится для него лишь инструментом для достижения цели. По крайней мере, так сначала думает и он сам, и читатель. Позднее, в уже достаточно зрелом возрасте Жульен Сорель поймет, что его первая влюбленность была на самом деле любовью всей его жизни. Образ мадам де Реналь превращается для него в символ идеальной женщины, божества на земле. Но в силу своего эгоизма он ее ненавидит, стреляет в нее. Он боится ее власти над собой, боится этого на пол счастье и на пол беду.
Вторая женщина в жизни Жульена — Матильда де Ла-Моль. Отношения Сореля с ней кардинально отличаются от отношений с мадам де Реналь. Жульен вступает с ней в контакт, четко зная, для чего она ему. Он сознательно использует ее для достижения высот, ведь ему известно, что богатая красавица горячо восхищается им, его решимостью. И Матильда страдает от этой любви, которую так долго искала. Надменный Жульен как будто постоянно соревнуется с аристократической Матильдой, и мучения обоих усиливаются, когда к Сорелю приходит понимание своих чувств к мадам де Реналь. Любовный треугольник становится непосильным бременем для Матильды. Но она продолжает его любить даже тогда, когда душа и сердце Жульена целиком и полностью для нее потеряны.
Стендаль использует такие яркие женские образы не только для передачи конкретного влияния каждого из них на господина Сореля, но и для достижения более общей цели — воплощении авторского замысла, а именно раскрытие двух периодов жизни человека — двух кардинально разных стадий жизни и любви.
Госпожа де Реналь в таком контексте является рычагом активации сильнейших чувств Жульена, таких, что меняют его и его судьбу кардинально. После написанного в забвении анонимного письма госпожи де Реналь Жюльен едет в Верьер и обещает себе достичь там успеха. А после покушения на ее жизнь, доживая последние дни в тюрьме, становится по-настоящему счастливым. Лишь мадам де Реналь он так горячо любил, только ее так страшно ненавидел. Кроме того, в образе госпожи автор утверждает идею вечности любви, ведь ее чувство живет до тех пор, пока живет она сама. Ее чувства пробуждает чувства Сореля. И те последние дни перед казнью, что они проводили вдвоем, были важнее, чем все предыдущие годы жизни, ведь были наполнены счастьем любви.
В противовес этому — Матильда. Через ее образ раскрывается скорее не радость любви, а его боль, готовность идти на самопожертвование, покинуть все, уничтожить все, уничтожить саму себя ради любви. Матильда становится образцом преданности. Она по-настоящему любит Жюльена, когда тот ее презирает, когда не обращает на нее внимания вообще, она продолжает ходить к нему в тюрьму, она хочет ему помочь, ищет способы изменить приговор. А уже после его смерти Матильда хоронит его голову руками, повторяя трагическую историю Маргариты Неаварской.
Итак, обе женщины прекрасны, каждая по-своему. Они такие разные, но их объединяет любовь. Оба образы полные и незабываемые, а их роль в произведении не может быть переоценена. Своим примером они учат нас любить преданно и бескорыстно и напоминают нам, что нужно ценить каждый момент жизни.