В школе нам часто задают писать сочинения-описания. Это задание знакомо нам еще с 4 класса. Тогда мы писали маленькие сочинения-записки, описывая свой день, любимое время года, животное или человека.
Понятие: Сочинение-описание – это сочинение, в котором описывается какой-то предмет, человек, животное или явление. Сочинение-описание отличается от всех других произведений не только своей структурой, но и содержанием.
Я люблю писать описания больше, чем другие произведения. В рассказе нужно описывать определенную историю, придерживаться хронологии. Сочинение-рассуждение – это вообще самый сложный вид произведения! Там надо последовательно изложить тезис, аргументы и сформулировать вывод! Это мне дается сложнее всего. А вот сочинение-описание – это другое дело. Возможно, дело в том, что я очень люблю рисовать. А в описании автор выступает как художник, только при этом рисует не красками, а словами.
Сначала надо в общих чертах описать, что именно мы будем описывать, какое это имеет для нас значение. А потом начинается самое интересное. Надо четко представить описываемый предмет и начинать подбирать разные слова. Среди них обязательно должны быть сравнения, метафоры, эпитеты. Описывая какой-то цветок, мало будет сказать "Этот цветок красивый". Надо включить всю свою фантазию и, сравнив его с чем-то, нарисовать его словесный портрет: "Этот цветок очень нежный. Его лепестки, согреты солнцем, имеют яркий желтый цвет, он улыбается небу, тянет свои листочки к нему, словно хочет коснуться небесных жителей". В таком описании предмет оживает: он предстает будто живой человек, такой предмет не просто интересно читать, его легче представить, его сразу хочется увидеть, потрогать, почувствовать.
Перед тем как писать сочинение-описание, я обычно люблю обращаться к каким-то источникам. Например, описывая лес или озеро, можно найти в Интернете красивые изображения этих объектов. Их стоит рассмотреть, обратить внимание на детали. Что там привлекает? Чтобы больше всего бросается в глаза? О чем хочется сказать в первую очередь? А чем отличается лес осенью и зимой? Что бы он делал, если бы был живым, какие бы сны ему снились, если бы мы знали точно, что он спит, укрывшись пушистой снежной шубкой? Эти детали помогают создать целостную картину описания, подобрать самые меткие слова и выражения, сформулировать красивые сравнения. Иногда поиск сравнений – это своеобразная интересная головоломка, которая заставляет хорошенько подумать, перед тем как написать какое-то предложение. С чем можно сравнить весеннее солнце, которое пробуждает деревья от сна? На что похожи тучки в небе перед дождем? Что общего между мамиными руками и лучиками солнца? Результатами таких поисков может стать очень красивое и душевное описание, которое хочется читать и перечитывать.
Писать любое произведение – это сложная работа. Надо настроиться на творчество. Писание – это настоящая творческая работа: здесь нужно и вдохновение, и желание и определенный запас знаний и техник. Я люблю писать, и мне это легко дается. А что делать, если не лежит душа к этому, а в школе надо писать обязательно? Я думаю, надо просто искать свое вдохновение: в различных фото, видео, в природе. Не описывать предмет, который нельзя представить. Обязательно перед этим надо с ним познакомиться: почитать, рассмотреть. Тогда в голове сразу возникнет множество слов для работы с текстом на эту тему! И относиться к этому надо соответственно: не как к некой повинности, тяжелой работы, обязанности, а как к творчеству. Просто перед сдачей учителю на проверку, здесь еще стоит проверить на ошибки. Я бы очень хотела, чтобы у учеников проверяли сочинение по двум направлениям и ставили две оценки: одну за мост, а вторую – за ошибки. Ведь иногда я пишу красивые произведения, все об этом говорят, но припускаюсь ошибок... За это снижают баллы. Вот это и убивает в написании сочинения творческую сторону, ведь творчество игнорируется.