Схема-план анализа лирического произведения для старших классов и студентов
1. Реально-биографический и фактический комментарий. История написания и издания произведения.
2. Интерпретация «идейного» содержания:
- определить и охарактеризовать ведущий мотив,
- вспомогательные мотивы,
- указать на доминирующий пафос (эмоциональная окраска, чувства, выраженные в стихе), другие формы пафоса.
3. Характеристика «художественного мира», определить и охарактеризовать ключевые образы произведения, распределив их по группам:
- лирический герой, персонажи, охарактеризуйте формы присутствия автора-рассказчика»,
- пейзажи,
- вещи,
- эмоции,
- абстрактные понятия.
4. Характеристика стихотворной композиции»:
- специфика образно-тематической композиции произведения, определить ее тип (сопоставление и развитие основных словесных образов: по сходству; по контрасту; по смежности; по ассоциативной связью; развитие и трансформация центрального образа; логическое размышление), охарактеризуйте элементы «внешней» композиции: 1) название произведения (что оно определяет: жанр, тема, главный тематический образ, обстоятельства, без которых смысл произведения может быть не совсем понятным); 2) охарактеризуйте эпиграф и посвящение (если они есть), 3) определите характер зачина (какова его роль в подготовке читателя к восприятию сложной специфической информации произведения); 4) своеобразие окончание стиха, y определите, какие композиционные приемы использует писатель (повтор, усиление, противопоставление, монтаж), охарактеризуйте их.
5. Анализ лирического “сюжета”; если можно – определите этапы его развития:
- выходной момент в развитии чувства;
- развитие чувства;
- кульминация (возможна);
- резюме, или авторское заключение.
6. Охарактеризуйте собственную стихотворную композицию:
- стихи рифмованный или нерифмованный, охарактеризуйте рифмы,
- стих строфический не строфический, определите вид строфы,
- определите способ рифмовки.
- систему стихосложения,
- вид стопы,
- размер стишка и т. д.
7. Проанализируйте языковые средства, которые способствуют эмоциональному наслаждению произведения:
- Фоника: ассонанс, аллитерация, звукоподражание и т. д,
- лексика: нейтральная, пониженная и возвышенная; устаревшая лексика (архаизмы, историзмы), неологизмы; паронимы, омонимы, антонимы, неологизмы, профессионализмы, вульгаризмы, арготизмы и т. д.
- тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, эвфемизм, перифраз, гипербола, литота, аллегория, символ, антономазия и др.;
- синтаксические фигуры: параллелизм; эпифора, анафора, кольцо, плеоназм, тавтология, полисиндетон, асиндетон, эллипсис, градация, риторический вопрос, риторическое обращение, риторический возглас, риторический оклик, риторическое отрицание, амплификация, инверсия, антитеза.
8. Охарактеризуйте жанровое своеобразие произведения с учетом:
- системы исторически сложившихся жанров лирики (песня, гимн, дифирамб, послание, идиллия, эпиграмма, лирический портрет и т. д), а также традиционного тематического разделения на пейзажную, интимную, религиозную, медитативную, гражданскую лирику и тому подобное.
9. Итог:
- Особенности рецепции произведения. Оценки критиков и литературоведов. Место произведения в активе писателя, в русской поэзии указанного периода.