Сочинение на тему: Проблема добра и зла в комедии "Простодушный"
Комедия Вольтера "Простодушный" - одно из самых драматичных его произведений. В нем рассматривается конфликт между "цивилизованным обществом" и "сыном природы", а также решается важный вопрос: кто же в этом мире является носителем добра и оправдано ли "малое зло" ради "великого блага".
По сюжету комедии молодой европеец, который с детства жил в племени индейцев-гуронов, возвращается к "цивилизованной" Франции. Это простодушный, прямой и честный в своих желаниях и мыслях юноша. Герой комедии почти с первых своих шагов сталкивается с развратом, цинизмом и несправедливостью "цивилизованного" мира. Он встречает девушку, хочет любить, но родственники мадемуазель де Сент-Ив отправляют ее в монастырь. У гуронов Простодушный никогда не видел такой жестокости. А после рассказа аббата о заключении брака, для которого нужны договоренности, свидетели и нотариусы, парень и вовсе приходит к выводу, что французы — недостойная нация, ибо для того, чтобы освятить свою любовь, в их обществе так много значат эти мизерные меры предосторожности.
Простодушный никак не может понять, почему в "цивилизованном" мире любовь считается грехом. Для него это чистое и благородное чувство, которое является источником возвеличивания человека. Героя очень поражают безграничность и беспредел зла и жестокости, которые царили в тогдашнем обществе. Обществе, история которого — сплошная картина несчастий и преступлений, диких по своей сути порядков и обычаев. Зло уже в то время стало неотъемлемой частью государственного устройства. Об этом говорит мадемуазель Сент-Ив и один из чиновников: "Я не имею права делать добро; вся моя власть сводится к тому, что время от времени я могу делать зло".
Кульминацией противостояния добра и зла в комедии становится решение мадемуазель де Сент-Ив ценой своего бесчестия вызволить своего возлюбленного из тюрьмы. Несчастная девушка колеблется, но ее уверяют, что ее поступок не будет изменой, потому что это священный долг перед ее будущим мужем. В конце концов, бедная де Сент-Ив решается на грех, и Простодушного почти сразу увольняют. Поступок девушки — это маленькое зло ради большого счастья. И оказывается, что даже вынужденный грех неспособен породить счастье и добро.
Любимая Простодушного умирает, а неутешительный гурон до конца своих дней остается верен этой самоотверженной и нежной девушке, которую отобрало у него зло, воплощенное не в войнах или стихиях, а в "благочестивых обычаях цивилизованного общества".
Оказалось, что грубые варвары, которым считали Простодушного, более причастные к идее добра, чем "цивилизованные" европейцы, способны изуродовать души прекрасных и чистых людей, погубить светлое чувство любви.