Сочинение на тему: философско-эстетические основы европейского символизма
Символизм – направление в европейской и мировой литературе начала ХХ века, который был сосредоточен на художественном воспроизведении событий с помощью знаков и символов, а также логически противоречивого и многозначительно аллегорического образа. Символизм связан с представлением о том, что литература выше любой «пошлой» реальности, связанный с культом полной свободы личности и индивидуализма с идеалистическим мировосприятием. На рубеже ХІХ-ХХ веков это направление начало распространяться по всей Европе, оно проникло не только в литературу, но и в другие сферы культуры. Относительно литературы, то первыми на путь символизма стали французские поэты Артюр Рембо (1854-1891 гг.) и Поль Верлен (1844-1896 гг.), а со временем руководящую роль в символизме стал играть Стефан Малларме (1842-1898 гг.).
Интересно, но и Артюр Рембо и Поль Верлен отказывались от своей причастности к символизму, а тем более возражали свое лидерство в этом литературном направлении. С одной стороны, это, может, и действительно так. Ведь если рассматривать поэтические произведения символизма, то они обязательно должны обращаться к символам, чего в произведениях Верлена почти нет. Но близким к поэтам-символистам делает его другое: он первый обращает внимание не столько на выразительные и художественные возможности поэтического слова, сколько на их силу, их предметное значение, их смысловой ореол, который «подсказывает» и навевает те или иные настроения лирического произведения.
И это только одна из особенностей творчества поэтов-символистов. Есть еще и вторая, не менее важная особенность, которая больше всего касается пейзажной лирики. Она заключается в том, что человеческая душа и природа, человеческая душа и любые вещи в окружающем мире существуют не параллельно, как это обычно бывает, - их отношения отождествляются. Для поэтов-символистов именно пейзаж и является «залогом души», а душа представляет собой инобытие, поэтому они и растворяются друг в друге.
Еще одна важная черта символистской литературы – это импрессионистичность. Ведь большинство произведений писателей и поэтов этого направления – это отображение мгновенных, непосредственных явлений. Чаще всего в таких произведениях полутона господствуют над выразительными тонами, светотени – над светом, оттенки – над яркими цветами, а размытые линии – над четкими контурами.
Одна из характерных особенностей символистской поэзии – ее музыкальность. Она ощущается в отсутствии негармоничных слов и строк, в удивительном сочетании чувств и слов, в необычной силе эмоций. Для поэтов этого направления мир открывался преимущественно через символы – звуки, цвета и другие, добрые известны людям ощущения. Пожалуй, именно в этом и заключаются философско-эстетические принципы европейского символизма.