Лирика, течения модернизма, лирический герой (героиня), лирические жанры


1. Лирика:

Лирика это наиболее подвижный и мобильный род литературы, который активно реагирует на изменения в жизни и культуре. Поэтому конец XIX-начало XX в. обозначен разнообразием лирических форм, возникновением разнообразных течений модернизма и авангардизма. Кроме того, на рубеже веков и в течение XX в. появляются художники, жанровые открытия которых не вкладываются в границы определенных направлений, течений или школ. А это свидетельствует о превосходстве индивидуально-художественного сознания, которое отражено в жанровых формах лирики.

Общие тенденции развития жанров лирики в XX веке. Художники отказываются от традиционных жанров и жанровых канонов, ища новые формы для отображения сложной эпохи и человеческого бытия. Меняется жанровое содержание устоявшихся структур: если и используются известные ранее жанры, то все же они не остаются неизменными, поэты их активно модифицируют.

Появляются смелые новации в жанровых формах, особенно в лирике авангардистов. Из-под пера талантливых поэтов выходят произведения, которые не соответствуют ни одному из известных жанровых параметров.

Лирические жанры становятся удивительно открытыми для различных воздействий. Элементы других родов проникают в лирические жанры и делают их более общедоступными, способствуют «универсализации» жанров. Нет четкой границы и между отдельными лирическими жанрами и их разновидностями. Сочетание жанров ярко проявляется именно в лирике. Открытость и текучесть жанровой формы, что даже в одном произведении может иметь разные признаки, — важная характеристика жанров лирики XX века.

Лирические жанры направлены на освещение сущностных вопросов человеческого бытия. Поэтому лирика XX века преимущественно философская. Образ, впечатления и мнение здесь сочетаются. Образ поэта-философа становится распространенным в творчестве разных художников. Меняется строфическая и ритмичная организация лирики. Признаки традиционных жанров (метрика, деление на строфы, размер и т. д) уже не имеют значения в эпоху XX века. Для лирических жанров важна не внешняя форма, а внутренняя, содержание жанра — то лирическое ощущение, что воплощается.

Особую роль в XX в. играют жанры медитативной (медитативно-суггестивной) и философской лирики. Однако в них представлены все тематические виды лирики (пейзажная, гражданская и др.). Поэты-новаторы не отказываются от достижений фольклора, придавая ему нового актуального содержания.

В конце XIX — первой половине XX вв. сформировались такие течения, как импрессионизм, символизм, акмеизм, футуризм, сюрреализм и др.

2. Импрессионизм (от фр. impression — впечатление):

— течение модернизма, которое характеризуется облагороженным, изящным воспроизведением личностных впечатлений и наблюдений, меняющихся ощущений и переживаний. Сформировался во Франции во второй половине XIX в. в изобразительном искусстве. Его представители: в живописи — Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега и др. — считали своей основной задачей самое естественное изобразить внешний мир, изящно передать мгновенные впечатления и настроения; в музыке — М. Равель, К. Дебюсси и др.; В области художественной прозы — братья Э. и Ж. Гонкур, А. Доде, Ги де Мопассан, И. Бунин и др.; в поэзии импрессионизм тесно сочетается с символизмом, что показало творчество П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме и др.

3. Символизм (от греч. sӯmbolon — знак, символ, признак):

— центральной категорией в этом течении является художественный символ — знак иной реальности, меняющегося «жизнь души» и поиска «вечной» истины. Возник во Франции в 1860-1870-х годах, откуда распространился в другие страны. Термин предложил Ж. Мореас в труде "символизм" (1886). Это течение основывалось на сформулированном Ш. Бодлером «законе соответствий». Символисты считали, что сущность мира не может быть познана с помощью рациональных средств, а доступна лишь интуиции, которая позволяет приблизиться к истине через символы, намеки и озарения. Же. Мореас писал, что символическая поэзия избегает объективных описаний, для нее конкретные явления — лишь оболочка, за которой скрыт другой мир идей. Художественный символ в поэзии символистов воплощает мысль о существовании идеального начала, недоступного рациональному познанию. Символисты считали поэта божеством, поскольку он интуитивно чувствует путь к истине. Самыми известными представителями символизма во Франции были П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме; в Бельгии — М. Метерлинк, Е. Верхарн; в Германии — С. Георге; в Австрии — Р. М. Рильке; в России — В. Брюсов, Андрей Белый, А. Блок и др.

4. Акмеизм (греч. acmē — высшая степень чего-либо):

На основе символизма в начале ХХ века возникло новое модернистское течение — акмеизм, который, по словам С. Городецкого, «спустил поэзию с небес на землю» и доказал, что «роза прекрасна сама по себе, а не потому, что она символ». Акмеизм — стилевое течение в русской поэзии. Его основные принципы — создание элитарной поэзии, в центре которой — человек в ее духовном и историческом аспектах.

Некоторые российские поэты выступили против символистской школы. Иванова, не согласившись с критикой поэмы М. Гумилева «Блудный сын». Так образовалась новая группа - "Цех поэтов", к которой принадлежали М. Гумилев, С. Городецкий, О. Блок, М. Лозинский и др. в 1912-1913 гг. они издавали известный в то время журнал "Гиперборей". Весной 1912 г. несколько поэтов провозгласили новое течение — акмеизм. В 1913 г. М. Гумилев и С. Городецкий опубликовали свои манифесты. К акмеистам тогда присоединились Е. Мандельштам, А. Ахматова, хотя их творчество значительно шире этого течения.

Акмеисты наполнили слова и символы осознанным смыслом вместо иррациональной музыки. Слово стало отражением реальности и одновременно духовного мира личности. По мнению О. Мандельштама, акмеизм «был тоской по мировой культуре», поэтому он наполнен образами и мотивами мирового искусства, что давало возможность акмеистам говорить о человеке и его проблемах в широком историко-философском контексте.

5. Имажизм (фр. image — образ):

— модернистское течение в англоязычной поэзии, основой которой является понятие образа как самодостаточной единицы поэтики художественного произведения. Возник в 1910-х годах в англо-американских художественных кругах. Теоретиком считают Т. Э. Хьюма - основателя "школы имажизма". Это направление в литературе представляли Т. С. Элиот, Р. Олдингтон, Э. Лоуэлл, Э. Паунд, Х. Дулитл, Дж. Флетчер и др. В центре эстетической системы имажизма - образ как интеллектуальный и эмоциональный комплекс, считавшийся не отделкой, а основой художественного мира и поэтики. Имажисты активно внедряли верлибр, способствовали обогащению стихотворных форм.

С имажизмом тесно связано течение в русской поэзии - имажинизма. В 1919 г. его принципы провозгласили С. Есенин, Р. Ивнев, О. Мариенгоф, В. Шершеневич. Они основали издательство "имажинисты", печатали поэтические сборники и журналы. Имажинисты считали, что поэзия «это "ритмика образов". Однако С. Есенин выступал за слияние образной и реальной стихий в одно целое. Имажинисты имели определенные достижения в области формы, метафоризации поэтического языка, усвоении традиций фольклора.

6. Футуризм (от латин. futurum — будущее):

— одно из направлений авангардизма ХХ века, который характеризуется неприятием устоявшихся традиций и активным новаторством в области тематики, языка и стиховых форм. Это направление возникло в Италии. В 1909 г. писатель Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма», в котором провозгласил разрыв с традиционной культурой, утверждение бунтарского духа в искусстве, необходимость поиска новых художественных средств (звукопись, свободный синтаксис и тому подобное).

Российский футуризм был тесно связан с итальянским, но развивался собственным путем, обусловленным революционными идеями преобразования общества. В русской поэзии образовались четыре группы футуристов: 1) Гилея (кубофутуристы) — В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский, д. И М. Бурлюки; 2) Ассоциация эгофутуристов — И. Северянин, И. Игнатьев; 3) Мезонин поэзии — В. Шершеневич, Р. Ивнев; 4) Центрифуга — Б. Пастернак, С. Бобров, М. Асеев и др.

Если кубофутуристы (например, В. Маяковский) стояли на более революционных позициях, отрицали старую культуру, устоявшиеся формы жизни, стремились ускорить создание «всемирного человечества» и «всемирной гармонии», то представители «Центрифуги» ориентировались на классику, не отказывались от достижений мировой культуры (например, Б. Пастернак).

7. Экспрессионизм (от латин. expression — выражение, выразительность):

— течение авангардизма, главным творческим принципом которой стало отражение обостренного субъективного миропонимания через гипертрофированное авторское «я», напряжение его переживаний и эмоций. Экспрессионизм образовался в Германии вначале ХХ в., прежде всего в живописи. В творчестве представителей этого течения (Э. Кирхнер, Э. Хенкель, А. Кубин, Э. Нольде и др.) ощущает ужас перед будущим, безнадежность существования и беззащитность человека в мире. Впоследствии экспрессионизм распространился в литературе. Он оказался в лирике в поэтическом изображении сновидений и гротеска (Г. Тракль, Ф. Верфель и др.), в театре (Б. Брехт, Г. Кайзер и др.), в прозе (Ф. Верфель, Л. Франк, Н. Брод и др.). Бытия в изображении экспрессионистов возникал катастрофическим и бесцельным. Драматическое напряжение в раскрытии темы ужасов войны, «маленького человека», бездушной цивилизации и др. сочеталось с глубокой тревогой за судьбу человека в духовно разрушенном мире, лишенном, по мнению художников, нравственных идеалов.

8. Дадаизм (от фр. dada — детский деревянный конек):

— авангардистское литературно-художественное течение, которое отрицало любые авторитеты и традиции. Представители этого течения (Г. Баль, Г. Гюльзенбек, Г. Ари и др.) впервые заявили о себе 1916 г. в Цюрихе. Дадаизм быстро распространился в Швейцарии, Франции, США, вызвав интерес и среди художников (П. Пикассо, В. Кандинский, Н. Дюшан и др.). Дадаисты не выдвигали никаких идеалов. Они объявляли любое изделие произведением искусства, если художник взял его из обычной среды и дал ему название. Эпатаж (отход от устоявшихся норм и традиций) дадаист взяли за основу своей деятельности. 

9. Сюрреализм (от фр. surrea и др. lite и др. — сверхреальное, сверхъестественное):

- авангардистское литературное течение, которое ставило целью открыть новый путь искусства через сферу» сверхреального, подсознательного. Впервые термин "сюрреализм" использовал Гийом Аполлинер в значении "новый реализм". В манифесте «Сюрреалистическая революция» (1924), А. Бретон писал, что художественное творчество основывается на «новом мировоззрении», что дает возможность осветить обычное в неожиданном ракурсе. Особое значение в своей деятельности писатели-сюрреалисты придавали сознательному и бессознательному, что были воплощены в сумбурной композиции, сновидениях, внезапных изменениях ритма, неожиданных поворотах сюжета и тому подобное. Сюрреализм в литературе представляли П. Элюар Л. Арагон, Ф. Гарсиа Лорка, П. Неруда и др. В первой половине ХХ века возникают такие явления, как неореализм, неоромантизм и неоклассицизм, которые засвидетельствовали о взаимодействии модернизма с предыдущими направлениями.