Отзыв и каллиграмма в стихотворение Гийома Аполлинера "Мост Мирабо"
Стихотворение "Мост Мирабо" относится к сборнику "алкоголи" (1913). Поэзия посвященная Мари Лорансен, с которой художник познакомился в 1907 г. Они любили друг друга, но им не суждено быть вместе всю жизнь. Печаль разлуки воплощена в стихотворении, вобравшего в себя не только память о любви, но и размышления о жизни и течение времени. Один из центральных образов в произведении - образ реки Сены, являющийся олицетворением жизни и времени, в котором все проходит и надежды, и любовь, и разочарование. Категорию времени выражено и в других образах произведения — часовщику, смене дня и ночи. Основной художественный прием в стихотворении — психологический и синтаксический параллелизм.
Что такое каллиграмма?
Часть стихов Гийома Аполлинера - лирические идеограмма, или каллиграмма, то есть они написаны так, что их текст создает своеобразный рисунок (звезда, дом, линии дождя, фонтан и т. д.). Гийом Аполлинер не первый открыл идеограммы. Они появились еще в IV в. до н. э. идеограммы использованы и в романе Ф. Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". В 1889 г. поэт А. Бургад написал стихотворение в форме Эйфелевой башни (в нем было 300 строк).
Новаторство Гийома Аполлинера заключалось в том, что он использовал эту форму для выражения настроений суток. Во время, когда эпоха менялась стремительно и неожиданно, поэт не мог ограничиться только традиционными словесными формами. Для него важно было и само «пространство», где существует его стихотворение, то есть общий рисунок. Форма каллиграммы содержала не только идейную, но и эстетическую информацию. Гийом Аполлинер считал себя предвестником будущего искусства, а форму каллиграммы рассматривал как одно из средств новой культуры.