"Серебряный век", символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм
Условия возникновения "серебряной эпохи" русской поэзии. «Серебряным веком» называют период в развитии русской лирики в конце XIX — начале XX века. («Золотая эра» — это XIX ст., когда творили А. Пушкин, М. Лермонтов и другие представители классической литературы). На рубеже XIX–XX вв. образовалась своеобразная ситуация как в стране, так и в литературе. Смена веков происходила под знаком апокалипсиса — ощущение «конца света». Все общество переживало глубокий кризис, а деятели искусства пытались осмыслить социальное напряжение и катастрофы, найти духовные основы бытия.
Зинаида Гиппиус |
Писатели по-разному относились к сложным и тревожным процессам, происходившим тогда в стране. В. Соловьев предвидел неизбежный кризис государства: "и Третий Рим лежит умерший, а уже четвертого нет!" (поэма "панмонголизм"). О. Блок в незавершенной поэме «Возмездие " изображал конец XIX в. В России как духовный упадок, с надеждой обращаясь в Европу. И. Анненский очень переживал драму российского общества, которое казалось ему «немой пустыней, где наказывают людей вплоть до утра» (стихотворение «Петербург»). Поэты "серебряной эпохи" предсказали будущие революционные катаклизмы и социальные потрясения вначале XX в., ставшие большой трагедией для России и для народов, попавших под ее влияние. Однако кое-кто считал, что кризис означает не «конец света», а, наоборот, — его обновление и осуществление извечных стремлений народа. "Новоселянские" поэты С. Есенин и М. Клюев мечтали о возможностях для воплощения патриархальных идеалов. Символист В. Брюсов воспевал «большое падение» как начало социального и духовного подъема. А футуристы (В. Маяковский, И. Северянин и др.) радовались разрушению старого и задумывались над обустройством нового мира, рассматривая свою поэзию как средство приближения лучшего будущего. В дальнейшем их надежды не осуществились, и писатели испытали глубокую трагедию столкновения иллюзий с реальностью. В. Маяковского и С. Есенина советская власть преследовала и довела до самоубийства. Некоторые художники «серебряного века» были расстреляны (например, поэт Н. Гумилев), а те, кто остался в России, подверглись ужасным гонениям тогдашней государственной системой (А. Ахматова, Б. Пастернак и др.). Немало писателей выехали за границу и пережили трагедию эмиграции (М. Цветаева, З. Гиппиус, В. Иванов, Д. Мережковский, И. Бунин, Н. Берберова и др.).
Особенности эпохи отразились и на развитии русской литературы, где возникла кризисная ситуация. Средства реализма и натурализма уже не удовлетворяли художников, которые стремились не объективного изображения действительности, а прежде всего осмысление духовных основ общества, проникновения во внутренний мир человеческой души. Это обусловило многочисленные эстетические искания писателей и формирование значительного количества художественных школ и течений. В этот период на первый план выходит лирика как наиболее динамичный род литературы, быстро реагирующий на изменение событий. Развитие лирических жанров отвечал потребностям познания душевных движений личности, которая оказалась на перекрестке сложных социально-политических процессов.
Итак, ситуация в конце XIX-начале XX в. поставила перед художниками две главные задачи: 1) идейно-эстетическое осознание кризиса в обществе и поиски средств его преодоления; 2) поиск новых нереалистичных форм искусства.
«Серебряный век» подарил миру большое созвездие ярких талантов: О. Блок, А. Ахматова, Б. Пастернак, В. Маяковский, И. Анненский, Н. Цветаева и др.
Художественные открытия "серебряной эпохи"» Каждый из представителей «серебряного века» является неповторимой индивидуальностью, но их объединяет нечто общее.
Ведущие признаки литературы "серебряной эпохи"
- Утверждение самоценности человека, изображение его переживаний и чувств.
- Осмысление с помощью средств лирической духовной трагедии русского общества, что обусловило мотивы ужасных предчувствий, тревоги, пророчества.
- Пафос веры в человека, в его внутреннюю свободу и духовное развитие вопреки трем обстоятельствам.
- Философская направленность творчества, попытки найти смысл жизни и истории, дать объяснение миру сквозь призму переживаний личности.
- Стремление «одухотворить» мир, предоставить ему моральную цель.
- Противопоставление высокого искусства не только реализма и натурализма, но и официальной советской литературе, выступление против социального назначения человека как «винтик» государственного механизма, предпочтение общечеловеческим идеалам.
- Активное новаторство в области содержания и формы, обновление системы стихосложения, лирических жанров, создание нового языка поэзии.
Ведущие направления и течения.
Ведущим направлением «серебряной эпохи» стал модернизм, который имел «воспроизвести духовное состояние человека, эпохе, Вселенной», как говорил О. Мандельштам. Писатели отказываются от миметических (подражания жизни в формах жизни) средств изображения действительности. Поэт возвышается до уровня Творца, способного создавать новый мир по законам красоты и гармонии.
Валерий Брюсов |
В России на рубеже XIX–XX в. активно развивались такие модернистские течения, как символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Первым возник символизм — в 1880-1890 годы. В поэзии русского символизма слово предстает как средство выражения таинственной сущности мира и движений человеческой души. Символисты открыли способность поэзии навевать определенные смыслы, настроения и эмоции. Они любили изображать непосредственность впечатлений и ощущений, обогащая символизм средствами импрессионизма. В то же время в лирике русских символистов поэтическое слово воспринимается как откровение и предчувствие. Д. Мережковский, С. Гиппиус, К. Бальмонт, О. Блок, В. Брюсов и др. отразили в своих произведениях катастрофичность мира. Ища духовный смысл среди таинственных символов и знаков, они стремились противопоставить трагической действительности гармонию вечности.
В 1905-1907 гг. русский символизм переживает кризис. По словам С. Городецкого, «поэзия должна спуститься с небес на землю». В первое десятилетие ХХ в. возникло новое течение-акмеизм, к которому принадлежали М. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий и др. Слово в их поэзии вместо иррациональной музыки получило осознанное содержание. Акмеисты приблизились к проблемам реального человека и реальной жизни, раскрыли духовную драму современности. Они рассматривали свое творчество как «неоклассический путь поэзии», активно осваивали традиции русской и мировой культуры.
Дмитрий Мережковский |
Среди авангардных течений наиболее плодотворным в России был футуризм, который сформировался в начале ХХ века. Русские футуристы (В. Маяковский, В. Каменский, В. Хлебников, И. Северянин и др.) стали выразителями конфликта между старым и новым временем. Они видели в кризисе общества начало лучшей эры, приближая ее своим творчеством. Футуристы были активными новаторами в области лирики. Их поэзия проникнута мотивами подъема и пылкой веры в чудесный новый мир. Поэтическое слово в понимании футуристов принадлежало Вселенной, оно влияло на социальный и эстетический прорыв. Поэт, по их убеждению, должен превращать в окружающий мир с помощью фантазии, создавать что-то новое из повседневности. Однако очень быстро, после революционного переворота 1917 г., они увидели невозможность осуществления своих стремлений. Поэтому в их произведения проникают мотивы разочарования.
В 1910-1920 годы возникло еще одно течение - имажинизм, принципы которого в 1919 г. провозгласили С. Есенин, Р. Ивнев, О. Мариенгоф, В. Шершеневич и др. имажинисты считали, что поэзия — это лишь «ритм образов». Вместе С. Есенин выступал за слияние образной и реальной стихий в одно целое. Имажинисты имели определенные достижения в обновлении структуры художественного образа, метафоризации поэтической речи, усвоении традиций фольклора. Кроме того, они провозгласили независимость искусства от государства, приоритет свободных поисков в литературе, что вызвало гонения советской власти на имажинистов.
Поэзия "серебряной эпохи" наполнена разнообразием творческих достижений и выразительным оппозиционным характером относительно официальной советской литературы. Поэтому судьбы представителей "серебряной эпохи" были сложные и трагические. "Серебряная эпоха" завершилась примерно в середине ХХ в. собственно, она оборвалась вследствие физической смерти поэтов, уничтожения литературных течений модернизма, невозможности свободного творчества. Можно только догадываться, каких вершин могла достичь русская лирика, если бы она развивалась при других обстоятельствах, а не в условиях постоянного давления тоталитарного государства. Судьба тех, кто попал в эмиграции (Франция, Германия, Чехия и другие страны), была не менее трагической, чем тех, кто остался в России. И все же, несмотря на все испытания, художники "серебряной эпохи" внесли значительный вклад, вошедший в казну мировой культуры. Поэтому их слово помогало утверждению свободы и вечности человеческого духа.