Николай Михайлович Языков родился 4 (16) марта 1803 года в Симбирской губернии в семье богатого помещика. В одиннадцать лет его определили в одно из престижных учебных заведений - Горный кадетский корпус. Однако, не закончив его, в 1819 году юноша поступил в Институт инженеров путей сообщения, из которого он был отчислен за "непосещаемость". Точные науки и техника уже не прельщали его: Языков осознал себя поэтом и весной 1823 года поступил на философский факультет Дерптского (ныне Тартуского) университета, где учился семь лет, однако диплома не получил: перед выпуском оставил университет и занялся исключительно поэзией. Языков вступил в литературу в 1818 году.
Он был воспитан на произведениях Ломоносова и Державина, но творчески воспринял и усвоил уроки Батюшкова и Жуковского. Однако, в отличие от стихотворений предшественников, в его посланиях создаётся образ беспечного "лентяя-мудреца", с наслаждением предающегося утехам, этакого кутилы-студента. По словам исследователя В.Э. Вацуро, поэт романтизирует "студенческую пирушку, застольное веселье... всё это идёт рядом с прославлением вдохновения и высокой поэзии".
Дерптский период был самым плодотворным в поэтической жизни Языкова. Здесь им написаны произведения, которые принесли поэту шумный успех среди современников и остались в истории русской литературы: застольные и любовные песни, стихи, проникнутые идеями любви, настоящей дружбы, свободы. В середине - конце 1820-х годов Языков близко сходится с Жуковским, Дельвигом, последний предсказал поэту большое будущее. Лето 1826 года Языков проводит в Тригорском, в имении П.А. Осиповой, матери своего товарища А.Н. Вульфа. Тригорское находилось рядом с пушкинским Михайловским и не раз изображено им в творчестве. Именно здесь и произошла личная встреча с Пушкиным. Оба поэта были восхищены друг другом. В письме к П.А. Вяземскому Пушкин утверждал: "Если уж завидовать, так вот кому я должен завидовать... Он всех нас, стариков, за пояс заткнёт", а в письме Языкову от 9 ноября 1828 года по поводу стихотворения "Тригорское» восторгался: "Милый Николай Михайлович - сейчас из Москвы, сейчас видел ваше Тригорское. Спешу обнять и поздравить вас. Вы ничего лучше не написали, но напишете - много лучшего". В этот же день, находясь под впечатлением от прочитанного, Пушкин делился с Вяземским: "Здесь Я нашёл стихи Языкова. Ты изумишься, как он развернулся, и что из него будет".
Не только Пушкину ("А.С. Пушкину"), но и его любимой няне Арине Родионовне ("К няне Пушкина") посвятил Языков свои стихотворения.
Не только Пушкину ("А.С. Пушкину"), но и его любимой няне Арине Родионовне ("К няне Пушкина") посвятил Языков свои стихотворения.
Основной жанр поэзии Яыкова - элегия (в том числе и политическая), дружеское послание в высоком одическом стиле, песня. Для читателей того времени он был поэтом независимого, свободного студенчества, смело выражающего свои мысли и чувства.
В молодости Языков сближается с будущими декабристами К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым, публикуется в "Полярной звезде", увлекается историей России, создаёт песни и баллады, в основе конфликта которых лежит монголо-татарское нашествие, борьба русичей за свободу, славная победа Дмитрия Донского на Куликовом поле: "Песнь барда во время владычества татар в России", "Баян к русскому воину при Дмитрии Донском, прежде знаменитого сражения при Непрядве", "Евпатий". Безрадостное настоящее рождает тяжёлые думы и предчувствия горькой судьбы Отечества:
В молодости Языков сближается с будущими декабристами К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым, публикуется в "Полярной звезде", увлекается историей России, создаёт песни и баллады, в основе конфликта которых лежит монголо-татарское нашествие, борьба русичей за свободу, славная победа Дмитрия Донского на Куликовом поле: "Песнь барда во время владычества татар в России", "Баян к русскому воину при Дмитрии Донском, прежде знаменитого сражения при Непрядве", "Евпатий". Безрадостное настоящее рождает тяжёлые думы и предчувствия горькой судьбы Отечества:
Однако дело декабристов кажется ему бесперспективным, ибо народ, предсказывает поэт за год до восстания 14 декабря, за ними не пойдёт:
Элегия ("Свободы гордой вдохновенье!.."), 1824
Языков - один из тех, кто энергично проповедует идею сохранения национальной культуры, собирания и издания произведений устного народного творчества. Поэтика фольклора отражается в его оригинальном творчестве ("Сказка о пастухе и диком вепре", 1835; "Жар-Птица", 1836 и другие).
Тяжёлый недуг (болезнь спинного мозга) вынуждает Языкова поехать на лечение за границу: сначала в Германию, потом в Чехию, Италию. В Италии он близко сходится с Н.В. Гоголем, который в это время приходит к переосмыслению своих взглядов, ещё более укрепившись в необходимости понять святые истины (то есть божественные заповеди). Они много беседуют, и Гоголь отмечает: "Наши мысли и вкусы были почти сходны". Гоголь особо отмечал великолепный язык поэта, который, как он считал, создан для "дифирамба и гимна": "Имя Языков пришлось ему недаром: владеет он языком, как араб диким конём своим".
В 1846 году Языков создаёт одно из последних своих стихотворений ("Сампсон"), в котором пересекаются мотивы "буйства сил" юности и тема подвига народа в Отечественной войне 1812 года. Сампсону (Самсону) - персонажу из библейской легенды - с самого детства в решительные минуты жизни нисходит "дух Господень", дающий ему силу, с помощью которой он одолевает врагов. Его предназначенье - "спасать народ Израиля от руки филистимлян". Тайна его несокрушимой силы заключается в его волосах. По библейскому преданию, филистимлянка Далида (Далила), полюбившая героя, выведала у него секрет, ночью обрезала сонному Сампсону волосы и выдала его врагам. Сампсон был ослеплён и посажен в подземелье храма; когда волосы отросли, силы к нему вернулись и он разрушил храм и погиб вместе с филистимлянами. В библейском сюжете Языков находит близкие ему мысли о неизбежности победы сил добра над пороками и врагами.
Тяжёлый недуг (болезнь спинного мозга) вынуждает Языкова поехать на лечение за границу: сначала в Германию, потом в Чехию, Италию. В Италии он близко сходится с Н.В. Гоголем, который в это время приходит к переосмыслению своих взглядов, ещё более укрепившись в необходимости понять святые истины (то есть божественные заповеди). Они много беседуют, и Гоголь отмечает: "Наши мысли и вкусы были почти сходны". Гоголь особо отмечал великолепный язык поэта, который, как он считал, создан для "дифирамба и гимна": "Имя Языков пришлось ему недаром: владеет он языком, как араб диким конём своим".
В 1846 году Языков создаёт одно из последних своих стихотворений ("Сампсон"), в котором пересекаются мотивы "буйства сил" юности и тема подвига народа в Отечественной войне 1812 года. Сампсону (Самсону) - персонажу из библейской легенды - с самого детства в решительные минуты жизни нисходит "дух Господень", дающий ему силу, с помощью которой он одолевает врагов. Его предназначенье - "спасать народ Израиля от руки филистимлян". Тайна его несокрушимой силы заключается в его волосах. По библейскому преданию, филистимлянка Далида (Далила), полюбившая героя, выведала у него секрет, ночью обрезала сонному Сампсону волосы и выдала его врагам. Сампсон был ослеплён и посажен в подземелье храма; когда волосы отросли, силы к нему вернулись и он разрушил храм и погиб вместе с филистимлянами. В библейском сюжете Языков находит близкие ему мысли о неизбежности победы сил добра над пороками и врагами.
При жизни Языкова вышло три сборника его стихотворений: в 1833, 1844 и 1846 годах. На многие стихи поэта написана музыка композиторами А.С. Даргомыжским, К.П. Вильбоа и др. Наиболее известными песнями стали «Пловец» («Нелюдимо наше море...») и «Из страны, страны далёкой...». Сегодня уже только специалисты знают имя их автора. Они получили самую высокую оценку и обрели самую долгую жизнь - стали восприниматься как народные.
Умер Н.М. Языков 26 декабря (7 января) 1847 года в Москве.
Умер Н.М. Языков 26 декабря (7 января) 1847 года в Москве.
Биография