ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (МЕТОД) - совокупность основных особенностей творчества, сформировавшихся и повторяющихся в определенный исторический период развития искусства.

При этом черты данного направления могут прослеживаться у авторов, творивших в эпохи, предшествовавшие формированию самого направления (черты романтизма у Шекспира, черты реализма в «Недоросле» Фонвизина), а также в последующие эпохи (черты романтизма у Горького).

Выделяются четыре основных литературных направления: КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ, МОДЕРНИЗМ.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ - более мелкое деление по сравнению с направлением; течения либо представляют собой разветвления одного направления (немецкий романтизм, французский романтизм, байронизм в Англии, карамзинизм в России), либо возникают при переходе от одного направления к другому (сентиментализм).

ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЬІЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МЕТОДЫ) И ТЕЧЕНИЯ

1. КЛАССИЦИЗМ


Основное литературное направление в России XVIII века.

Главные черты


  1. Подражание образцам античной культуры.
  2. Строгие правила построения художественных произведений.Глава ІІ. Литературные направления (методы) и течения 9
  3. Строгая иерархия жанров: высокие (ода, эпическая поэма, трагедия); средние (сатира, любовное послание); низкие (басня, комедия).
  4. Жесткие границы между родами и жанрами.
  5. Создание идеальной схемы социальной жизни и идеальных образов членов общества (просвещенный монарх, государственный деятель, военный, женщина).

Основные жанры в поэзии

Ода, сатира, историческая поэма.

Главные правила построения драматических произведений

  1. Правило "трех единств": места, времени, действия.
  2. Деление на положительных и отрицательных персонажей.
  3. Наличие героя-резонера (персонажа, высказывающего авторскую позицию).
  4. Традиционные амплуа: резонер (герой-резонер), первый любовник (герой-любовник), второй любовник, инженю, субретка, обманутый отец и т. д.
  5. Традиционная развязка: торжество добродетели и наказание порока.
  6. Пять действий.
  7. Говорящие фамилии.
  8. Длинные нравоучительные монологи.

Главные представители

Европа - писатель и мыслитель Вольтер; драматурги Корнель, Расин, Мольер; баснописец Лафонтен; поэт Парни (Франция).
Россия - поэты Ломоносов, Державин, драматург Фонвизин (комедии "Бригадир", 1769 и «Недоросль», 1782).

Традиции классицизма в литературе ХІХ века

Крылов. Жанровые традиции классицизма в баснях.
Грибоедов. Черты классицизма в комедии "Горе от ума".
Пушкин. Жанровые традиции классицизма в оде "Вольность"; рассуждения о классицизме в лирических отступлениях романа в стихах "Евгений Онегин"; иронический образ поэта-классициста Д.И. Хвостова в поэме "Медный всадник"; эпиграфы из произведений драматургов (Я.Б. Княжнина, Д.И. Фонвизина) и поэтов (А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова) русского классицизма, упоминания Гриневым и Швабриным поэтов-классицистов Сумарокова и В.К. Тредиаковского в повести "Капитанская дочка".

Мандельштам. Обращение к античным тематике и образам (например, в стихотворении "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...").

2. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ


Переходное (от классицизма к романтизму) литературное течение 2-й половины ХVIII -начала ХІХ века.

Главные черты

  1. Культ естественного чувства.
  2. Идеал «естественного человека», близкого к природе и противопоставленного цивилизованному миру (руссоизм).
  3. Культ природы.

Главные представители
Европа -Жан Жак Руссо (Франция).
Россия - Карамзин.

Традиции сентиментализма в литературе ХІХ-ХХ веков

Развитие темы "естественного человека":
Пушкин. Южные поэмы (1820-1824); стихотворение "К морю".
Лермонтов. Стихотворение "Дума", поэма "Мцыри", роман "Герой нашего времени".
Тургенев. Повесть "Ася".
Лев Толстой. Традиции руссоизма на протяжении всего творчества.
Бунин. Рассказ "Господин из Сан-Франциско".
Солженицын. Рассказ "Матренин двор".
Астафьев. Повесть "Пастух и пастушка".
Распутин. Повесть "Прощание с Матерой".

3. РОМАНТИЗМ


Основное литературное направление в России І-й трети ХІХ века.

Главные черты


  1. Создание идеального мира мечты, принципиально несовместимого с реальной жизнью, противопоставленного ей.
  2. В центре изображения - человеческая личность, ее внутренний мир, ее отношение к окружающей действительности.
  3. Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.
  4. Отрицание всех правил классицизма.
  5. Использование фантастики, символики, отсутствие бытовых и исторических мотивировок.

Основные жанры

Лирическое стихотворение, поэма, трагедия, роман.

Основные жанры в русской поэзии

Элегия, послание, песня, баллада, поэма.

Главные представители

Европа - Гете, Гейне, Шиллер (Германия), Байрон (Англия).
Россия - Жуковский.

Традиции романтизма в литературе ХІХ-ХХ веков

Грибоедов. Романтические черты в характерах Софии и Чацкого; пародия на баллады Жуковского (сон Софии) в комедии "Горе от ума".
Пушкин. Романтический период творчества (1813--1824); образ поэта-романтика Ленского и рассуждения о романтизме в романе в стихах "Евгений Онегин"; неоконченный роман "Дубровский".
Лермонтов. Романтический период творчества (1828-І836); элементы романтизма в стихотворениях зрелого периода (1837-1841); романтические мотивы в поэмах "Песня про... купца Калашникова", "Мцыри", "Демон", в романе "Герой нашего времени"; образ поэта романтика Ленского в стихотворении "Смерть Поэта".
Тютчев, Фет, Блок. Черты романтизма в лирике.
Горький. Романтическая составляющая раннего периода творчества (1892-І905): рассказ "Старуха Изергиль".
Бунин. Черты романтизма в рассказах о любви: "Солнечный удар", "Темные аллеи", "Чистый понедельник".

4. РЕАЛИЗМ


Основное литературное направление 2-й половины ХІХ-ХХ века.

Главные черты

  1. Создание типических (закономерных) характеров.
  2. Эти характеры действуют в типической бытовой и исторической обстановке.
  3. Жизненное правдоподобие, верность деталей (в сочетании с условными формами художественной фантазии: символом, гротеском, фантастикой, мифом).

В России становление реализма начинается в 1820-х годах:

Крылов. Басни.
Грибоедов. Комедия «Горе от ума» (1822 -1824).
Пушкин. Михайловский (1824-1826) и поздний (1826--1836) периоды творчества: роман в стихах "Евгений Онегин" (1823-1831), трагедия "Борис Годунов" (1825), "Повести Белкина" (1830), поэма "Медный всадник" (1833), повесть "Капитанская дочка" (1833-1836); поздняя лирика.
Лермонтов. Период зрелого творчества (1837-1841): роман "Герой нашего времени" (1839-1841), поздняя лирика.
Гоголь. "Петербургские повести" (1835-1842; "Шинель", 1842), комедия "Ревизор" (1835), поэма "Мертвые души" (1-й том: 1835-1842).
Тютчев, Фет. Черты реализма в лирике.

В 1839-1847 годах русский реализм формируется в особое литературное течение, получившее названия "натуральная школа" или "гоголевское направление". Натуральная школа стала первым этапом развития нового течения в реализме - русского критического реализма.

Программные произведения писателей критического реализма

Проза

Гончаров. Роман "Обломов" (1848-1858).
Тургенев. Повесть "Ася" (1858), роман "Отцы и дети" (1861).
Достоевский. Роман "Преступление и наказание" (1866).
Лев Толстой. Роман-эпопея "Война и мир" (1863-1869).
Салтыков-Щедрин. "История одного города" (1869--1870), "Сказки" (1869-1886).
Лесков. Повесть "Очарованный странник" (1879), рассказ "Левша" (1881).

Драматургия

Островский. Драма «Гроза» (1859), комедия «Лес» (1870).

Поэзия

Некрасов. Лирика, поэмы «Крестьянские дети» (1861), «Кому на Руси жить хорошо» (1863- 1877).

Развитие критического реализма завершается в конце ХІХ - начале ХХ века:

Чехов. Рассказы "Смерть чиновника" (1883), "Хамелеон" (1884), "Студент" (1894), "Дом с мезонином" (1896), "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", "Душечка" (все 1898), "Дама с собачкой" (1899), комедия "Вишневый сад" (1904).
Горький. Очерк "Бывшие люди" (1897), рассказ "Ледоход" (1912), пьеса "На дне" (1902).
Бунин. Рассказы "Антоновекие яблоки" (1900), "Господин из Сан-Франциско" (1915).
Куприн. Повести "Олеся" (1898), "Гранатовый браслет" (1910).

После Октябрьской революции появляется термин "социалистический реализм". Однако творчество лучших писателей послереволюционного периода не укладывается в узкие рамки этого течения и сохраняет традиционные черты русского реализма:

Шолохов. Роман "Тихий Дон" (1925-1940), рассказ "Судьба человека" (1956).
Булгаков. Повесть "Собачье сердце" (1925), романы "Белая гвардия" (1922-1924), "Мастер и Маргарита" (1929-1940), пьеса "Дни Турбиных" (1925-1926).
Замятин. Роман-антиутопия "Мы" (1929).
Платонов. Повесть "Котлован" (1930).
Твардовский. Стихотворения, поэма "Василий Теркин" (1941-1945).
Пастернак. Поздняя лирика, роман "Доктор Живаго" (1945--1955).
Солженицын. Повесть "Один день Ивана Денисовича", рассказ "Матренин двор" (1959).
Шаламов. Цикл "Колымские рассказы" (1954--1973).
Астафьев. Повесть "Пастух и пастушка" (1967-1989).
Трифонов. Повесть "Старик" (1978).
Шукшин. Рассказы.
Распутин. Повесть "Прощание с Матерой" (1976).

5. МОДЕРНИЗМ


Модернизм - литературное направление, объединяющее разнообразные течения в искусстве конца ХІХ-ХХ века, занимавшиеся экспериментами с формой художественных произведений (символизм, акмеизм, футуризм, кубизм, конструктивизм, авангардизм, абстракционизм и т. д.).

ИМАЖИНИЗМ (imago - образ) -литературное течение в русской поэзии І919- 1925 годов, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Создатель течения - Анатолий Борисович Мариенгоф. Известность группировке имажинистов принес входивший в нее Сергей Есенин.

ПОСТМОДЕРНИЗМ - разнообразные течения в искусстве 2-й половины ХХ- начала ХХI века (концептуализм, поп-арт, соц-арт, боди-арт, граффити и т. д.), поставившие во главу угла отрицание цельности жизни и искусства на всех уровнях. В русской литературе эпоха постмодернизма открывается альманахом "Метрополь", 1979; наиболее известные авторы альманаха: В.П. Аксенов, Б.А. Ахмадулина, А.Г. Битов, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Ф.А. Искандёр.