І. ПОЭТИКА - учение о форме, построении разных типов литературных произведений.
II. СЮЖЕТ - вся система действий и взаимодействий, последовательно совмещающихся в произведении.
1. ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА (стадии развития действия, композиция сюжета)
ЭКСПОЗИЦИЯ - предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии.
ЗАВЯЗКА - отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта.
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - часть сюжета между завязкой и кульминацией.
КУЛЬМИНАЦИЯ - высшая точка развития действия, напряжения конфликта перед окончательной развязкой.
РАЗВЯЗКА - завершение сюжета, разрешение (или уничтожение) конфликта.
2. НЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
В начале произведения
- НАЗВАНИЕ
- ПОСВЯЩЕНИЕ
- ЭПИГРАФ - цитата из другого произведения, помещаемая автором перед своим сочинением или его частью.
- ПРЕДИСЛОВИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ, ПРОЛОГ
Внутри текста
- ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ - отступление от сюжета в лиро-эпическом или эпическом произведении.
- ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ
- ВСТАВНОЙ РАССКАЗ, ЭПИЗОД, ПЕСНЯ, СТИХОТВОРЕНИЕ
- РЕМАРКА - авторские пояснения в драматическом произведении.
- АВТОРСКОЕ ПРИМЕЧАНИЕ
В конце произведения
- ЭПИЛОГ, ПОСЛЕСЛОВИЕ - финальная часть произведения после завершения основного сюжета, повествующая о дальнейшей судьбе персонажей.
3. МОТИВ - простейшая единица сюжета (мотивы одиночества, бегства, ушедшей молодости, соединения возлюбленных, самоубийства, ограбления, моря, "футляра").
4. ФАБУЛА - 1. Прямая временная последовательность событий, в отличие от сюжета, который допускает хронологические сдвиги.
2. Краткая схема сюжета.
ІІІ. КОМПОЗИЦИЯ - построение произведения, включающее в себя:
- Расположение его частей в определенной системе и последовательности. В эпосе -фрагментов текста, глав, частей, томов (книг), в лирике -строф, стихов; в драме - явлений, сцен, действий (актов).
Некоторые типы композиционных принципов
Кольцевая композиция - повторение начального фрагмента в конце текста.
Концентрическая композиция (сюжетная спираль) - повторение аналогичных событий по ходу развития действия.
Зеркальная симметрия - повторение, при котором сначала один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа.
"Нитка с бусами" - несколько разных сюжетов, соединенных одним героем.
- Соотношение сюжетных линий.
- Соотношение сюжетных линий и не сюжетных элементов.
- Композицию сюжета.
- Художественные средства создания образов.
- Систему образов (персонажей).
1. СИСТЕМА ОБРАЗОВ (ПЕРСОНАЖЕЙ) - совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.
ОБРАЗ АВТОРА - способ авторского существования в пределах произведения. Создается из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.
АВТОР-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ - в эпическом произведении способ изложения художественного материала от третьего лица. Автор-повествователь безличен, но всеведущ: "Предположить нужно автора существом всеведущим и не погрешающим" (Достоевский).
РАССКАЗЧИК - личность, от лица которой ведется повествование в художественном произведении. Рассказчиком может выступать кто-то из персонажей или автор, если он участвует в действии и высказывает эмоционально-оценочное отношение к происходящему.
ПЕРСОНАЖ, ГЕРОЙ - действующее лицо произведения.
ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ - лицо, упоминаемое в драматическом произведении, но не появляющееся на сцене.
ХАРАКТЕР - образ персонажа, представленный с достаточной полнотой.
ТИП - образ персонажа, являющийся закономерным для данной эпохи, народа, социальной группы, возраста, психологического или идейного склада.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - максимально приближенный к автору герой, от лица которого ведется повествование в лирическом стихотворении.
2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ
Виды речи как художественное средство создания образов
ПОВЕСТВОВАНИЕ - рассказ о чем-либо.
РАССУЖДЕНИЕ - умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
ОПИСАНИЕ - изображение чего-либо (словесное рисование):
А. ПЕЙЗАЖ - описание природы.
Роль пейзажа в художественном произведении
- Фон повествования, происходящих событий.
- Лирический фон - способ эмоционального воздействия на читателя.
- Психологический фон - один из способов раскрытия психологии персонажей.
- Символический фон - способ символического отражения реальности, изображенной в произведении.
- Один из способов создания художественного времени.
Б. ИНТЕРЬЕР - описание помещения.
В. ПОРТРЕТ - описание внешности человека.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ - портрет, который через внешность раскрывает характер персонажа.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ (РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ)
А. ДИАЛОГ - разговор между действующими лицами.
Б. МОНОЛОГ - развернутое, значительное по объему высказывание действующего лица, обращенное к себе или к другим персонажам, но, в отличие от диалога, не зависящее от их реплик.
В. РЕПЛИКА - сравнительно небольшое по объему высказывание действующего лица.
Г. ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ, ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ - мысли действующего лица, переданные им самим или автором.
Другие художественные средства создания образов
ХАРАКТЕРИСТИКА
А. АВТОРСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА - прием, с помощью которого автор сознательно раскрывает свое отношение к персонажу (или к лицу, не действующему в произведении).
Б. ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ
В. АВТОХАРАКТЕРИСТИКА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ - выразительная подробность, имеющая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку: предметно-бытовые, портретные, пейзажные, психологические детали.
ПОДТЕКСТ - внутренний, скрытый смысл текста. Подтекст содержится, в частности, практически во всех типах иносказания
VІ. СТИЛЬ - особенности языка и всех художественных средств, использованных данным автором или характерных для определенного художественного направления, течения, жанра, культурной эпохи.