"МЕРТВЬІЕ ДУШИ" Н.В. ГОГОЛЯ
ОБРАЗЬІ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н.В. Г0ГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"
Образы помещиков представлены в пяти главах. Одна глава посвящена одному помещику. Главы расположены по степени деградации героев. Манилов: прожектерство, мечтательность, лень, сентиментальность, практическая неприспособленность. Жилище Манилов, его семья, хозяйство речь (примеры из текста). Коробочка: скупая, недоверчивая, упрямая, суеверная, недалекая, мелочная, ограниченная. Жилище, хозяйство, внешность, семья, речь (примеры из текста). Собакевич: грубость, неуклюжесть, приземленность, пародийно перевернутая богатырская мощь. Жилище, хозяйство, внешность, семья, речь (примеры из текста). Ноздрев: кутила, пьяница, шулер, враль и хвастун. Азартен, энергичен, но энергия его пропадает впустую. Жилище, хозяйство, внешность, семья, речь (примеры из текста). Плюшкин: самый «мертвый» из всех представленных типов помещиков. Скупец, подозрительный, мелочный. Все черты Плюшкина (характер и внешность) доведены до степени гротеска - это уже не человек, а лишь пародия на него. Жилище, хозяйство, внешность, семья, речь (примеры из текста). Гоголь так писал о путешествии читателя вместе с Чичиковым по усадьбам помещиков: "Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого".
ДЕТАЛЬ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ ГЕРОЕВ "МЕРТВЬІХ ДУШ" Н.В. ГОГОЛЯ
Образы помещиков (Манилов). Средства сатирической типизации (пейзаж, портрет, интерьер, диалог). Роль художественной детали для создания образа героя. Детализация - важный аспект реалистического письма. берущий начало от произведений Н.В. Гоголя. Функции художественной детали (деталь как средство типизации; деталь как средство индивидуализации). Приемы создания образов.
ЛИРИЧЕСКОЕ В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Н.В. ГОГОЛЯ
Единство повествовательного и лирического начал в поэме. Реализация лирического в лирических отступлениях. Лирические отступления: высказывания лирического, публицистического, философского и т.п. характера, в которых с наибольшей ясностью выражается авторская позиция, а иногда - личность реального автора. В композиции произведения авторские отступления играют существенную роль. Они принадлежат к вне сюжетным элементам и, как правило, слабо связаны с основным действием. Авторские отступления являются формой создания образа автора. Задача лирического повествования - демонстрация положительного идеала автора. Образ Руси единственный светлый образ во всей поэме. Русь (народ) истинно "живой" персонаж поэмы "Мертвые души". С русским народом Гоголь связывает надежды на будущее страны. В лирических отступлениях автор создает образы народа-богатыря и Русской земли, полной чудес и загадок. Поэма заканчивается образом Руси-тройки. К этому образу относятся живые человеческие души, образы же чиновников и помещиков лишены души. Жанр поэмы определен автором как лиро-эпический: эпическая сторона повествует о событиях, лирическая связана с образами бессмертных и живых русских душ.
ОБРАЗ ЧИЧИКОВА
Биография Чичикова: тяжелая картина детства. Чичиков в училище. Отношения с товарищами. Отцовская полтина, взаимоотношения с учителями. Служба в казенной палате. Чичиков - член
строительной комиссии. Служба в таможне. Чичиков как обобщение разнородных явлений. Отличительные черты характера Чичикова: мобильность, приспособляемость к любым обстоятельствам, расчетливость. Эпоха, породившая Чичикова, утверждала приоритет денег в системе ценностей. Чичикова считают "порядочным" человеком, так как он обладает капиталом. Деньги его основная цель; понятия достоинства, совести отодвигаются в погоне за деньгами на задний план. Чичиков энергичен и умен, но, преследуя низменные цели, он деградирует, и душа его становится "мертвой". Причины, по которым биография Чичикова дана не в начале, а в конце поэмы особенности композиции поэмы. Композиция "Мертвых душ" необычна: первая и последняя главы - "городские", между ними - 5 глав, посвященных помещикам. Сквозной мотив дорога. Предыстория происходящих событий (и биография Чичикова) помещены в конец - прием обратной экспозиции. Прием, противоположный обратной экспозиции - линейная композиция (повествование выстроено в соответствии с хронологией) - применяется в центральной части поэмы (путешествие Чичикова).