Замысел романа. Этапы работы над романом. Причины замедленного хода работы. План романа. "Путешествия Онегина". Роль 10 главы в романе. Причины уничтожения 10 главы (в которой Онегин становится декабристом). Исторические события, происходящие в течение действия романа. Объединение в романе истории и современности. Публикация романа. Роль эпиграфов в структуре романа. Изменение в ходе работы над романом творческого метода Пушкина. Наличие широкого исторического, общественного, бытового, культурного фона. Лирические отступления, их роль в романе. "Онегинская строфа" - открытие Пушкина.
Каждая строфа романа - самостоятельная миниатюра в 14 строк, в которой используются все способы рифмовки: перекрестная рифма, смежная рифма, парная и опоясывающая рифма. Особенности жанра (роман в стихах - соединение эпического (повествовательного) и лирического начал); свободная форма романа (более четверти романа заполняют лирические отступления). Посвящение и эпиграф к роману. Простота и естественность сюжета. Простота, точность и выразительность языка. Принцип контраста, реализованный в развитии действия и характеристиках героев. Принцип параллелизма, реализуемый в построении романа, в группировке действующих лиц. "Евгений Онегин" - реалистический роман, в нем Пушкин дал настолько полную и достоверную картину нравов и быта России 20-х годов 19 века, что В. Белинский назвал роман "энциклопедией русской жизни". Особенностью романа является также открытый финап. Существовала 10-я глава (Пушкин написал ее в Болдине). в которой Онегин становился декабристом, но Пушкин уничтожил ее. Он оставляет герою свободу развиваться в том или ином направлении, а читателю - угадывать, что будет с героем
дальше.
Духовные искания Онегина
Своеобразие начала романа Происхождение, воспитание, образование, времяпрепровождение Онегина. Характеристика Онегина в период увлечения светом (бездумное отношение к жизни. напускная разочарованность, "наука страсти нежной"). Равнодушие Онегина к искусству. День Онегина - типичный день молодого человека. Причины разочарования Онегина в жизни и интересах светского общества. Черты Онегина в период разочарования в свете: презрение к светскому обществу. отстранение от светской жизни, стремление найти цель в жизни. Жизнь Онегина в деревне: попытка заняться полезной деятельностью; замкнутость, эгоизм в сочетании с некоторым благородством; пренебрежение общественным мнением и одновременно подчинение ему; разочарование в жизни.
Онегин и Ленский: изначальная непрочность дружбы. Испытание дружбой. Различие и близость Онегина и Ленского. Дуэль и убийство Ленского. Значимость гибели Ленского. Путешествие - познание родины и народа, изменение мировоззрения под влиянием путешествия. Любовь к Татьяне. Попытка найти цель в жизни в любви к Татьяне. Открытый финал романа.
Образ Татьяны в Романе "Евгений Онегин"
Место образа Татьяны в истории русской литературы. Условия формирования характера и мировоззрения Татьяны (влияние быта, пансион, сентиментальная литература). Обзор чтения Татьяны. Основные черты Татьяны до встречи с Онегиным: мечтательность и замкнутость, любовь к родной природе, любовь к "простонародной старине", неосознанная неудовлетворенность жизнью. Черты Татьяны, раскрывшиеся в период любви к Онегину: прямота и искренность, решительность. Татьяна в свете: понимание тщеты светской жизни, постоянство чувств, высокое понимание своего нравственного долга, сила воли.
Образ автора в романе "Евгений Онегин"
Мир автора, показанный через образ лирического героя, поэта, рассказчика и друга Онегина. Автор-персонаж ("приятель" Онегина) появляется уже в первой главе: "Условий света свергнув бремя,/ Как он, отстав от суеты,/ С ним подружился я в то время". Онегин вызывает у автора симпатию, но "Всегда я рад отметить разность/ Между Онегиным и мной". Видимо, эта "разность" объясняется тем, что устремления автора, как человека творческого, направлены в окружающий мир, он всегда открыт для красоты, радостей и несчастий этого мира; Онегин же долгое время был занят исключительно собой. Во 2-й главе автор появляется, описывая внешность и привычки Ольги, и замечает, что и сам прежде любил этот образ, но он ему "безмерно" надоел. Лирические отступления как особая сюжетная линия раскрывающая образ автора. Тематические группы лирических отступлений: автобиографические (например, глава восьмая, начало: "В те дни, когда в садах Лицея/ Я безмятежно расцветал.../ В те дни в таинственных долинах,/ Весной, при кликах лебединых,/ Близ вод, сиявших в тишине,/ Являться муза стала мне"); критика-публицистические , беседы на бытовые темы.