ПУТЕШЕСТВИЕ С ОТКРЫТЫМ СЕРДЦЕМ
(Сокращенный вариант)
Роман (1929)
Через четыре года в пятый голод гнал людей в города или в
леса — бывал неурожай. Захар Павлович оставался в деревне один. За долгую жизнь
его рук не миновало ни одно изделие, от сковородки до будильника, но у самого
Захара Павловича ничего не было: ни семьи, ни жилища. Однажды ночью, когда
Захар Павлович слушал шум долгожданного дождя, он различил далекий гудок
паровоза. Утром он собрался и ушел в город. Работа в паровозном депо открыла
для него новый искусный мир — такой давно любимый, будто всегда знакомый, и он
решил навсегда удержаться в нем.
У Двановых рождалось шестнадцать детей, уцелело семеро.
Восьмым был приемыш Саша, сын рыбака. Его отец утонул из интереса: хотел
узнать, что бывает после смерти. Саша — ровесник одного из детей Двановых,
Прошки. Когда в голодный год родилась еще двойня, Прохор Абрамович Дванов сшил
Саше мешок для подаяния и вывел его за околицу. «Все мы хамы и негодяи!» —
правильно определил себя Прохор Абрамович, возвращаясь к жене и собственным
детям. Саша зашел на кладбище попрощаться с отцом. Он решил, как только наберет
полную сумку хлеба, вырыть себе землянку рядом с могилкой отца и жить там, раз
у него нету дома.
Захар Павлович просит Прошку Дванова за рублевку разыскать
Сашу и берет его к себе в сыновья. Захар Павлович любит Сашу всей преданностью
старости, всем чувством безотчетных, неясных надежд. Саша работает учеником в
депо, чтобы выучиться на слесаря. Вечерами он много читает, а почитав, пишет,
потому что не хочет в свои семнадцать лет оставлять мир ненареченным. Однако он
чувствует внутри своего тела пустоту, куда, не задерживаясь, входит и выходит
жизнь, как отдаленный гул, в котором невозможно разобрать слов песни. Захар
Павлович, наблюдая за сыном, советует: «Не мучайся, Саш, — ты и так слабый...»
Начинается война, потом революция. В одну октябрьскую ночь,
услышав стрельбу в городе, Захар Павлович говорит Саше: «Там дураки власть
берут, — может, хоть жизнь поумнеет». Утром они отправляются в город и ищут
самую серьезную партию, чтобы сразу записаться в нее. Все партии помещаются в
одном казенном доме, и Захар Павлович ходит по кабинетам, выбирая партию по
своему разуму. В конце коридора за крайней дверью сидит один только человек —
остальные отлучились властвовать. «Скоро конец всему наступит?» — спрашивает
человека Захар Павлович. «Социализм, что ли? Через год. Сегодня только
учреждения занимаем». «Тогда пиши нас», — соглашается обрадованный Захар
Павлович. Дома отец объясняет сыну свое понимание большевизма: «Большевик
должен иметь пустое сердце, чтобы туды все могло поместиться...»
Через полгода Александр поступает на открывшиеся
железнодорожные курсы, а затем переходит в политехникум. Но скоро учение
Александра Дванова прекращается, и надолго. Партия командирует его на фронт
гражданской войны — в степной город Новохоперск. Захар Павлович целые сутки
сидит с сыном на вокзале, ожидая попутного эшелона. Они уже обо всем
переговорили, кроме любви. Когда Саша уезжает, Захар Павлович возвращается домой
и по складам читает алгебру, ничего не понимая, но постепенно находя себе
утешение.
В Новохоперске Дванов приучается к степной воюющей
революции. Вскоре из губернии приходит письмо с приказом о его возвращении.
По дороге он вместо сбежавшего машиниста ведет паровоз — и на однопутной
дороге состав сталкивается со встречным. Саша чудом остается жив.
Проделав большой и трудный путь, Дванов возвращается домой.
Он сразу же заболевает тифом, выключаясь из жизни на восемь месяцев. Захар
Павлович, отчаявшись, делает для сына гроб. Но летом Саша выздоравливает. К ним
по вечерам приходит соседка, сирота Соня. Захар Павлович раскалывает гроб на
топку, с радостью думая, что теперь впору не гроб, а детскую кроватку
мастерить, потому что Соня скоро подрастет и у них с Сашей могут быть дети.
Губком посылает Сашу по губернии — «искать коммунизм среди
самодеятельности населения». Дванов идет от одного селения к другому. Он
попадает в руки к анархистам, у которых его отбивает небольшой отряд под
командованием Степана Копенкина. Копенкин участвует в революции ради своего
чувства любви к Розе Люксембург. В одном селении, куда заезжают Копенкин с
Двановым, они встречают Соню, которая здесь учит в школе детей.
Дванов с Копенкиным, блуждая по губернии, встречают многих людей,
каждый из которых по-своему представляет строительство новой, еще неизвестной
жизни. Дванов знакомится с Чепурным, председателем ревкома уездного города
Чевенгур. Дванову нравится слово Чевенгур, которое напоминает ему влекущий гул
неизвестной страны. Чепурный рассказывает о своем городе как о месте, в
котором и благо жизни, и точность истины, и скорбь существования происходят
сами собой по мере надобности. Хотя Дванов и мечтает вернуться домой и
продолжить учебу в политехникуме, но увлекается рассказами Чепурного о
социализме Чевенгура и решает ехать в этот город. «Едем в твой край! — говорит
Чепурному и Копенкин. — Поглядим на факты!»
Чевенгур просыпается поздно; его жители отдыхали от веков
угнетения и не могли отдохнуть. Революция завоевала Чевенгурскому уезду сны и
главной профессией сделала душу. Заперев свою лошадь Пролетарскую Силу в сарай,
Копенкин идет по Чевенгуру, встречая людей, бледных по виду и нездешних по
лицу. Он спрашивает Чепурного, чем занимаются эти люди днем. Чепурный отвечает,
что душа человека и есть основная профессия, а продукт ее — дружба и
товарищество. Копенкин предлагает, чтобы не было совсем хорошо в Чевенгуре,
организовать немного горя, потому что коммунизм должен быть едким — для
хорошего вкуса. Они назначают чрезвычайную комиссию, которая составляет списки
уцелевших в революции буржуев. Чекисты их расстреливают. «Теперь наше дело
покойное!» — радуется после расстрела Чепурный. «Плачьте!» — говорят чекисты
женам убитых буржуев и уходят спать от утомления.
После расправы с буржуями Копенкин все равно не чувствует в
Чевенгуре коммунизма, и чекисты принимаются выявлять полубуржуев, чтобы
освободить жизнь и от них. Полубуржуев собирают в большую толпу и выгоняют из
города в степь. Пролетарии, оставшиеся в Чевенгуре и прибывшие в город по
призыву коммунистов, быстро доедают пищевые остатки буржуазии, уничтожают всех
кур и питаются одной растительной пищей в степи. Чепурный ожидает, что
окончательное счастье жизни выработается само собой в никем не тревожимом пролетариате,
потому что счастье жизни — факт и необходимость. Один Копенкин ходит по
Чевенгуру без счастья, ожидая приезда Дванова и его оценки новой жизни.
В Чевенгур приезжает Дванов, но не видит коммунизма снаружи:
наверное, он скрылся в людях. И Дванов догадывается, почему
большевики-чевенгурцы так желают коммунизма: он есть конец истории, конец
времени, время же идет только в природе, а в человеке стоит тоска. Дванов
изобретает прибор, который должен солнечный свет обращать в электричество, для
чего из всех рам в Чевенгуре вынули зеркала и собрали все стекло. Но прибор не
работает. Построена и башня, на которой зажигают огонь, чтобы блуждающие в
степи могли прийти на него. Но никто не является на свет маяка. Из Москвы
приезжает товарищ Сербинов для проверки трудов чевенгурцев и отмечает их
бесполезность. Чепурный объясняет это: «Так мы же работаем не для пользы, а
друг для друга». В своем отчете Сербинов пишет, что в Чевенгуре много
счастливых, но бесполезных вещей.
В Чевенгур доставляют женщин — для продолжения жизни.
Молодые чевенгурцы лишь греются с ними, как с матерями, потому что воздух уже
совсем холодный от наступившей осени.
Сербинов рассказывает Дванову о своей встрече в Москве с
Софьей Александровной — той самой Соней, которую Саша помнил до Чевенгура.
Сейчас Софья Александровна живет в Москве и работает на фабрике. Сербинов
говорит, что она помнит Сашу, как идею. Сербинов молчит о своей любви к Софье
Александровне.
В Чевенгур прибегает человек и сообщает, что на город
движутся казаки на лошадях. Завязывается бой. Погибает Сербинов с мыслями о
далекой Софье Александровне, хранившей в себе след его тела, погибает
Чепурный, остальные большевики. Город занят казаками. Дванов остается в степи
над смертельно раненным Копенкиным. Когда Копенкин умирает, Дванов садится на
его лошадь Пролетарскую Силу и трогает прочь от города, в открытую степь. Он
едет долго и проезжает деревню, в которой родился. Дорога приводит Дванова к
озеру, в глубине которого когда-то упокоился его отец. Дванов видит удочку,
которую забыл на берегу в детстве. Он заставляет Пролетарскую Силу зайти в
воду по грудь и, прощаясь с ней, сходит с седла в воду — в поисках той дороги,
по которой когда-то прошел отец в любопытстве смерти...
Захар Павлович приходит в Чевенгур в поисках Саши. Никого из
людей в городе нет — только сидит у кирпичного дома Прошка и плачет. «Хочешь, я
тебе опять рублевку дам — приведи мне Сашу», — просит Захар Павлович. «Даром
приведу», — обещает Прокофий и идет искать Дванова.