Характеристика и образ Вронского в романе Толстого "Анна Каренина"
Вронский и Каренина |
Граф Вронский, аристократ со звучной фамилией, один из высшей
петербургской элиты, перед ним открыта военно-дворянская карьера, к
возможностям которой он относится с достоинством: независимо и спокойно.
Человек чрезвычайно богатый и одновременно простой и откровенный. Он - всегда
уверен в себе и очень привлекателен. Этому способствуют богатство, светские
связи и милость императора. Алексей Вронский появляется в произведении, когда встречает
на вокзале мать, - одни из многих в романе вариантов семейных отношений,
немного прохладных, но почитаемых со стороны сына. Однако он "никогда не знал
семейной жизни", воспитывался в Пажеском корпусе, а затем служил в полку. Мать
его в прошлом светская красавица, в которой было много "романов", известных всему
высшем обществу. Отца своего он почти не помнил. Поэтому, по Толстому, Вронский
не получил в семье должного образования. Образования, получают не по книгам или
в учебных заведениях, а в непосредственном общении с матерью, отцом, братьями,
и это ничем нельзя заменить. Поэтому в воображении графа Вронского состояние
женатого мужчины "чужой, враждебный и смешной". Любовь Анны изменило его жизнь,
но совсем не так, как он ожидал.
Вронский - благородный человек, что выражается в его поступках,
он отдал часть своего наследства брату. Кодекс его правил чести распространяется
и на Анну. Но когда начинают возникать ситуации, не предусмотренные кодексом
чести Алексея Вронского, он понимает сложность своего и ее положения, "все трудности,
выставленные для глаз всего высшего общества, в котором они находились,
приходится скрывать свою любовь, лгать и обманывать". Вронский не хочет лжи,
поэтому чувствует стыд и отвращение. Беременность Анны тоже требует его
благородства, но такая ситуация совершенно новая для него и никак не
запланирована. Он не поймет Анну, когда после первого любовного свидания она
ему скажет: "Все кончено. У меня ничего нет, за исключением тебя. Помни это".
Первое свидание Анны и Вронского Толстой подает как картину
полного краха мечты о счастье. Героиня понимает, что изменила свою жизнь и
ничего вернуть назад нельзя. Для Вронского ощущение несчастья недопустимо,
потому что он – человек успеха, престижа с инстинктом завоевателя и победителя.
Прозрение в том, что есть настоящая жизнь, приходит Вронскому
дважды. Первый раз во время его падения на скачках, которые являются еще одной
страстью героя. Сцена скачек в романе символизирует "нервную скорость" жизни и
соревнования между людьми высшего круга в достижении успеха.
На скачках Вронский допустил грубую ошибку, хотя он и был
хорошим наездником. Почему? Толстой не дает прямого ответа в романе, но мы
понимаем: Анна Каренина сказала Вронскому о своей беременности. Герою необходимо
принимать решение, которое полностью изменит его жизнь, он волнуется, а на
скачках нужно быть сосредоточенным и спокойным. Поэтому, когда происходит
несчастье - падения Вронского, гибель кобылы Фру-Фру - он впервые в жизни
испытывает потрясение и горе:
Ааа! - Простонал Вронский, схватившись за голову. - Ааа! Что я сделал! - Прокричал он. - И проиграна скачка! И сам виноват, позорно, непростительно! И эта несчастная, милая, утерянная кобыла! Ааа! Что я сделал! .. Он повернулся и, не подняв шляпы, слетевшей с головы, ушел с ипподрома, сам не зная куда. Он чувствовал себя несчастным. Впервые в жизни его постигло тяжелое несчастье, несчастье непоправимое и такое, виной которого был он сам.
Во второй раз прозревает Алексей Вронский при тяжелой
болезни Анны после родов. Женщина, находясь между жизнью и смертью, приглашает
к себе мужчину и любовника, и, говоря о необходимости прощения, заставляет их
обоих подать друг другу руки. Это чрезвычайная по своей художественной силе
картина. Толстой показывает, что именно в сложной ситуации люди открывают в
себе такие духовные возможности, которые приводят к истине жизни. Духовный переворот
происходит с внутренне холодным мужем Анны.
Так во внутреннем мире Вронского происходит разрушение всех
принципов, на которых держалось его жизни. Он вдруг понимает, что за любовью к
Анне в его жизни нет никакого смысла, но и Анну он теряет, даже если она и останется
живой, то не сможет больше любить его. И в этой критической ситуации Вронский
приходит к выводу: "Так сходят с ума ... и стреляются ... чтобы не было стыдно".
Неудачная попытка самоубийства восстанавливает самоуважение Вронского, в конце концов,
герои разрывают все связи с прошлой жизнью и уезжают за границу.