Анализ образа Анны Карениной в одноименном романе Льва Николаевича Толстого


Анна Каренина
Кадр из фильма Анна Каренина
Образ Анны Карениной - самый сложный в романе. Анна необычная, талантливая молодая женщина, полная сил и энергии, рождена для счастья, погибает духовно, столкнувшись с ложью высшего мира, в котором она выросла и получила воспитание.

О ее жизни до встречи с Вронским узнаем уже, когда возник между ними роман. В браке Анна была духовно одинокой, что не сочеталось с ее характером. Поэтому ее любовь к сыну Сереже полна постоянного волнения и трепета. Но это было до встречи. То, что пережила Анна за неделю в Москве и за одну ночь в поезде, в котором она возвращалась в Петербург, полностью изменило взгляды на жизнь, а значит, и саму ее жизнь. Сцена размышлений главной героини в поезде - настоящее художественное открытие писателя, исследует неисчерпаемую сложность души и неповторимости каждого переживания человека. Нам надо запомнить образы веселого и страшного забвения героини, потому что они в дальнейшем развитии сюжета наберут символического и трагического содержания. А пока на остановке Анна выходит на платформу станции ...

Писатель описывает метель. Это описание природы передает внутреннее состояние героини. В русской литературе метель - особая тема, и крупнейшего художественного значения она набирает в творчестве Александра Пушкина. В его повести "Метель" сильный ветер со снегом меняет судьбы людей. Страшную, пугающую силу метели отражено художником и в стихотворении "Бесы", а в повести "Капитанская дочка" герой, символизирующий стихийную силу народного бунта, Пугачев, появляется прямо из метели.

В романе Толстого разговор Анны с Вронским происходит на станции, когда «страшная буря рвалась и свистела между колесами вагонов ».

- Я не знала, что вы едете. А зачем вы едете? - Сказала она ... И несдержанная радость и оживление сияли у нее на лице.
- Зачем я еду? - Повторил он, глядя ей прямо в глаза. – Вы знаете, я еду для того, чтобы быть там, где вы, - сказал он, - я не могу иначе.
И в это же время, как бы преодолев препятствия, ветер начал сыпать снегом с крыш вагонов, забарабанил каким-то железным оторванным листом, и впереди плаксиво и мрачно заревел густой свисток паровоза. Весь ужас метели показался ей теперь еще прекраснее. Он сказал именно то, чего желала ее душа, но чего она боялась рассудком. 

Этот прозаический отрывок воспринимается как поэзия, которая создает образы-символы, связанные с глубинными и впечатляющими переживаниями героев: метель, холод, ветер, снег, скрежет металла, рев паровоза создают единую картину страсти сильнее мысли. Именно они (и только они!) Способны передать силу важнейших чувств как Анны, так и Вронского. Без этих символических образов мы не поймем и трагедии, на которую обречены герои.

Любовь к Вронскому Анна осознает как катастрофу всей предыдущей жизни, но ничего противопоставить своему "Преступлению" не может. И жизнь героини теряет целостность: все в ней начинает раздваиваться.

А еще Анна столкнулась с тем, что в высшем свете поддерживают тайную измену, но не поддерживают искреннее, открытой любви. Алексей Александрович решил поговорить с женой и предостеречь ее от ошибки. Он надеялся на откровенность такой искренней Анны. Понимая, о чем будет разговор, женщина отвечает так, будто ничего не случилось, ей самой удивительно, как легко она может врать: "чувствовала себя одетой в непроницаемую броню лжи". Для постороннего человека поведение Анны показалась бы естественным, но не для Алексея Александровича, который знал ее, знал, что, когда он ложился спать на пять минут позже, она это замечала и спрашивала о причине, для него, знавшего, что о всякой радости, горе она сразу же говорила ему, - для него теперь видеть, что она не хотела замечать его состояния, не хотела и слова сказать о себе, означало многое.

Так Анна полностью отворачивается от человека, который был самым близким для нее в течение девяти лет. Анна не захочет поверить в страдания мужа; зная свою вину перед ним, она не себя, а его обвинят в бесчувственности и лицемерии. Внутренние отношения супругов полностью меняются, а это значит, что жизнь потеряло целостность. Как покажет сюжет романа, неполноценные отношения приводят к катастрофическим последствиям.

Толстой считал, что люди делают "вечную ошибку", представляя себе счастье «осуществлением желания», и поэтому его удивляло, что в большинство романов заканчивается свадьбой героев, а главное - дальнейшая их жизнь - остается в воображении читателей. Но истинная сущность вещей, смысл человеческих поступков раскрываются на протяжении всей жизни, и получается, что понимание счастья и самой жизни - это большая разница. Жизнь Анны после того, как осуществилась ее "волшебная мечта быть счастливой", становится тяжелой брешью. Она видит страшный сон, который имеет драматические последствия сверхъестественных попыток "соединить в одно любовника и отца своего ребенка ... "

С этого ужасного состояния надо как-то выходить, Анна инстинктивно тянется к знакомым. Все ее знакомые - это люди высшего общества, и Толстой ненавязчиво показывает, существующую разница между Анной и ее приятельницами. Ближайшая знакомая Анны - Бетси Тверская, княгиня, двоюродная сестра Вронского. У нее собираются самые модные женщины со своими кавалерами. Все знают о любовных связях Бетси Тверской, Сафо Штольц, Лизы Меркаловой и других, но их поведение, основана на лицемерии, которое давно стало правилом хорошего тона, не затрагивает лживых основ этого общества. Анна не понимает то, что так мучает ее, совсем обходит стороной других женщин высшего общества. Бетси говорит Анне:

Видите, на одну и ту же вещь можно смотреть трагически и сделать из нее муку, и смотреть просто и даже весело. Возможно, вы склонны смотреть на вещи слишком трагически.

Это - своеобразная мораль, которая оправдывает жизненное поведение человека винного мира и основывается на принципе самоутверждения, когда точкой отсчета в жизни человека является "я сам, отдельный". Такая точка зрения отталкивается от понимания своего "я" не только как отдельного от всего остального в мире, но и как самого главного: все будет хорошо, когда ты поймешь, что ничего важнее в мире нет, кроме тебя самого, только надо не забывать о обычаях и правилах, которыми руководствуется цивилизованная часть общества. Эту точку зрения высказывает и Степан Аркадьевич Оболонский: "в этом же и цель образования: из всего делать наслаждение". Такой тотальный эгоизм и эгоцентризм в изысканной и роскошной оболочке.

Однако Анна другая, она искренняя и откровенная, глубокая и правильная, и когда происходит ее «падения», то единственный выход, который она находит - это смерть.

Положение героини не просто драматическое, оно трагическое, и полностью этот трагизм выступает, когда Анна хочет вернуть сына. Она не может сказать Вронскому, что страдает без ребенка, потому что он не поймет всей глубины ее несчастья, которое является платой за их любовь. Тайно от графа (он так и не узнает о драматическом свидание матери и сына) Анна в день рождения Сереже приходит в дом, который был ее в течение девяти лет.

Сцена свидания Анны с сыном 

- одна из самых волнующих в романе. Каренина приезжает в восемь часов утра, когда сын только проснулся. Она застает сонного мальчика, жадно осматривает его и видит, как он изменился; у нее нет слов, чтобы сказать о своей любви к нему и о своем несчастье, но Сережа понял все, что она хотела сказать ему. Он понял, что она была несчастна и любила его. Он понял ... что матери с отцом нельзя встречаться. Но вот он не мог понять: почему на ее лице появился испуг и стыд ... Она не виновата, а боится его и чего стесняется ... Он видел, что она страдает, и ему было жалко ее. 

Когда мальчик, прижавшись к матери, шепотом попросил: "Не уходи, он не скоро придет", - Анна чувствует боль, потому что у нее нет ни прав, ни возможности быть с сыном ... Вернувшись в отель, она понимает, «кто был причиной настоящего горя».

Еще на первом свидании Анна сказала Вронскому, что кроме него у нее больше никого нет. После свидания с сыном она чувствует этот факт с новой силой, теперь единственное оправдание ее жизни заключается в любви. Потому что Анна - человек, которому нужно не просто жизнь, а жизнь со смыслом, потому что жизнь без смысла теряет свою силу и превращается в абсурдность и зло. Поэтому любовь к Вронскому становится единственным смыслом ее жизни. Но что собой представляет это любовь?

"Анна Каренина" - это роман о любви, и поэтому в произведении она играет концептуальную роль. В XI главе первой части, передовая разговор Левина с Облонским, Толстой вспоминает древнегреческого философа Платона, который в трактате "Пир" определяет, что настоящая любовь - это путь человека к Истине, Красоте и Бессмертие. Он назвал такую любовь Афродитой Ураниею, т.е. Небесной, и только она открывает связь между человеком и всем миром. Этой Афродите противопоставляется Афродита Пандемос (Всенародная) - чувственная, сексуальная страсть, отделяет человека от мира и сосредоточивает ее на себе.

Современник Толстого, русский философ Владимир Соловьев считал, что целью любого существования абсолютная полнота бытия, и эта идея присутствует в сознании каждого человека. Абсолютной полноты бытия можно достичь только в любви ко всему миру, Бога. Такие идеи были близкие Толстому, ведь еще в "Войне и мире" он показал, что смысл жизни заключается в гармоничной целостности и в связи человека со всем миром, в период работы над "Анной Карениной" писателю приходится снова искать ответ на вопрос: что отделяет людей друг от друга и от всего мира.

Жизнь Вронского проходит почти так же, как и до встречи с Карениной. Светское общество не отказывается от него. Что же касается Анны, то здесь действуют другие законы, которые понял по себе Алексей Александрович Каренин после того, как его оставила жена. Он почувствовал презрение людей не потому, что «был плохой», а потому, что «он позорно и отвратительно несчастлив». Анна была одной из тех, кто ненавидел его. Теперь высший свет отречется и от Анны и презирать ее за то, что она осмелилась быть счастливой. Отношение светского общества к героине ярче видно, когда она едет в театр послушать знаменитую итальянскую певицу Патти. Каренина, понимая, как ее встретит высший мир, будто бросает ему вызов. Вронского поведение Анны вызывает раздражение. Выход Анны в мир заканчивается скандалом, унизительным для нее, но она «собрала свои последние силы, чтобы выдержать взятую на себя роль ». Роль внешнего покоя вполне прибегала ей, но Толстой говорит: 

Кто не знал ее и ее круга, не слышал всех высказываний сочувствия, негодования и удивления женщин, она позволила себе появиться в мире и показаться так заметно в своем кружевном наряде и со своей красотой, те любовались спокойствием и красотой этой женщины и не догадывались, что она переживала то же, что человек, выставленный у позорного столба.

Любовь Анны и Вронского - это именно связь, а не единение, но эта связь настолько сложная и сильная, что приводит к трагедии.

После последней ссоры с Вронским Анна едет по улицам Москвы и думает о своей жизни. Этот момент в романе является еще одним художественным открытием Толстого и вестником психологических поисков художников XX века таких, как Джеймс Джойс или Марсель Пруст. Героиня обращает внимание на все, что встречается ей по дороге. Впечатления от увиденного перетекают в ее мысли. Впервые в литературе «поток жизни» переходит в "поток сознания", а Анна впервые сопоставляет свою жизнь с жизнью других, и делает выводы.

Мысли Анны

- которые так ее захватили, является художественным отражением мыслей немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра. В своей философской работе "Мир как воля и представление" мыслитель доказывает, как сути любой жизни есть воля, иррациональная сила, неудовлетворенность, что толкает природные силы (растительные, животные, человеческие) на непрерывную борьбу за право доминировать друг над другом. Эта изнурительная борьба, учит человека подчинять природу и себе подобных, порождая жестокие формы эгоизма. Поэтому человек является самой совершенной "объективацией" воли к жизни, существом желаний. Покинутая всеми, одинокая и неуверенная ни в чем, она погружается в стихию тревоги и угроз, которые растут. Поэтому жизнь - непрерывная борьба за существование, в котором есть только одна безысходность: сокрушительное поражение в финале - смерть. Трагическим является не только существования человека, но и вся история человечества, которую можно рассказать только как историю войн и мятежей.

Открытие Анной мира Толстой называет "пронзительным светом", который "открывало ей теперь смысл жизни и человеческих отношений". Она чувствует, что ее любовь становится "все горячее", а Вронский "все хочет отойти от меня". И снова, рассматривая улицу большого города, женщина осознала все, до конца:

Этих улиц я совсем не знаю. Горы какие-то, и все дома, дома ... И в домах все люди, люди ... Сколько их, края нет, и все ненавидят друг друга.

Эти выводы о лжи и зло окружающего мира будто успокаивают героиню. Анна понимает, что ее судьба отражает общее состояние трагедии человеческой жизни.