Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Вчерашний день, часу в шестом..." (1848)
Эта лирическая миниатюра - первый из многочисленных стихотворений, в которых Некрасов обращается к Музе, определяя назначение поэта и поэзии. Произведение наполнено контрастами и антитезами. Действие стихотворения происходит на тогдашней окраине Петербурга Сенной площади. В середине XVII века власть, боясь пожаров, способных уничтожить весь город, перенесла торговлю сеном, соломой и дровами в пригород. Через эту площадь до Петербурга въезжали крестьяне, которые приезжали торговать. Это был самый дешевый рынок столицы, поэтому и публика в нем собиралась не самая богатая. А еще Сенная площадь была известна тем, что в первой половине XIX века, на ней происходили публичные наказания за кражи, мошенничество и неуплату налогов. Обвиняемых публично пороли плетями или нагайками. Такое наказание поэт и описывает в стихотворении. Доподлинно неизвестно, за что именно наказывают молодую крестьянку, но автор, безусловно, ей симпатизирует, он восхищается ее мужеством и силой характера:
Ни звука из её груди,
Лишь бич свистал, играя...
Эта измученная и страдающая женщина становится для лирического героя родной сестрой его Музы. Стих написан энергичным ямбом, органично сочетается с побудительным характером последнего предложение:
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!"
В тогдашней поэзии это было своеобразным вызовом устоявшимся вкусам. Ведь литературная традиция от античных времен обычно изображает Музу как молодую прекрасную богиню (отнюдь не крестьянку!), какая из вершин Парнаса или Геликона дарует поэтам вдохновение. Если сравнивать Музу античных времен, то муза Некрасова, совсем некрасивая свободная девушка, а наоборот девушка-страдалица. Образ Музы и изображения "горя народного", как важной задачи поэзии превратились в один из ведущих мотивов всего творчества М. Некрасова.