Отражение в песнях народной жизни
Русская народная песня |
Песня - это то, что поют "все", поёт простой народ. Песня должна иметь определённую форму: такую, чтобы её можно было легко положить на музыку и петь. Рассказ в прозе, самый замечательный, короткий и красивый - всё-таки не песня. Но и стихотворение А. С. Пушкина "Зимнее утро" хотя и стихи, и понятные, и красивые, но тоже никак не песня.
Другое дело, хорошо получилась песня или плохо. Поётся она или не поётся. Но уж это ни от чего не зависит, кроме таланта тех, кто сочиняет песни - не важно, известен ли сочинитель или он остался неизвестен, подарив песню народу.
Но и песня, ставшая "народной" Р. Бёрнса и передававшаяся многими поколениями из уст в уста, может вдруг на каком-то поколении "умереть" для пения. Если до этого её успели записать фольклористы - она остаётся в записях как памятник фольклора определённой эпохи (например, русская песня "Сам толку..."). И наоборот: песня, сочинённая конкретным поэтом, по конкретному поводу, может ещё долго петься народом. Шотландец Роберт Бёрнс, украинец Тарас Шевченко, русский Николай Некрасов оставили своим народам несколько таких песен.
Наконец, бывает и так. Песня сохраняет все свои признаки, даёт нам всё то, чего мы ждём от песни. Но при этом она становится чисто литературным произведением. Попадает в новую для неё эпоху или даже (в переводе) в новую страну. И вызывает там такую же, а то и гораздо большую, бурю чувств, что и в своё время на родине. Так получилось, например, с "Честной бедностью" Бёрнса, переведённой на русский язык Маршаком. И таких примеров можно привести немало. Речь идёт об одном из важнейших законов мировой литературы. Современное литературоведение называет его законом жанровых ожиданий.
Каждая песня хоть чем-то похожа на любую другую песню (а иначе это была бы не песня). И каждый рассказ - на любой другой рассказ.
Литературный жанр – это понятие, объединяющее похожие произведения. Каждый из литературных жанров однажды возник для удовлетворения каких-то конкретных потребностей читателей определённой эпохи. И сохраняется как минимум на протяжении всей этой эпохи. Таковы уже известные жанры древнерусской литературы: летопись, поучение и др. Есть и такие жанры, которые, возникнув в незапамятные времена, живут долго, многие - по сей день. Такова, например, песня.
Признаком жанра могут быть особенности композиции (например, в песнях бывает припев). В одном жанре могут объединяться произведения фольклора и письменной литературы. Однако есть жанры только фольклорные (былина) и только литературные (роман). Само существование в искусстве такого понятия, как жанр, говорит о том, что в разных странах и во все времена людям свойственно ожидать от искусства примерно одинакового набора задач и функций. Одни жанры "отвечают" за смех, другие - за плач. Одни - за утешение наших душ и успокоение чувств. А другие - за то, чтобы, наоборот, не давать душе успокаиваться и лениться.
Иначе говоря, само существование в искусстве такого понятия, как жанр, говорит о необходимости искусства для человеческой жизни.