Образ Евгения Онегина в одноименном романе А.С. Пушкина

Характеристика образа Евгения Онегина
Образ Евгения Онегина
Евгений Онегин напоминает (или он так себя представлял - это одна из загадок Пушкина) главного героя поэмы Дж. Байрона "Паломничество Чайльд-Гарольда", который на время написания романа русского писателя во всей Европе уже стал обобщенным именем для определения разочарованного ("байронического") героя. По-простому говоря, Онегин - разочарованный герой или, по крайней мере, хочет таким казаться.
Как Child-Harold, угрюмый, томный,
В гостиных появлялся он;
О не случайности этой фразы, вроде бы вскользь брошенной Пушкиным в начале романа, свидетельствует и то, что Татьяна в кабинете Онегина, уже после его отъезда из села, приблизилась к раскрытию загадки внутреннего мира Евгения, увидев именно портрет английского лорда (красноречивая деталь - рядом с бюстом Наполеона, "игрушкой на столбце чугунном"):
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Разгадка спрятанных доселе "тайных пружин" поведения любимого (пусть он - пока еще - и пренебрег ее чувствам, но она его любит) помогал Татьяне легче перенести или, по крайней мере, понять его холод относительно ее признания. А может, он просто играл роль "холодного сердца", потому что так было модно? Ведь именно такими были байронические герои, а им тогда много кто подражал, попадая под магическое влияние англичанина. Отсюда и многократно комментированные литературоведами и критиками слова героини:
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?
Это слово "пародия" является весьма значимым - а не эта ирония Пушкина над романтизмом, над "байронической позою" многих своих современников? И перечень подобных интеллектуальных загадок для читателя можно было бы продолжать долго перечислять, ведь, например, Ю. Лотман написал к "Евгению Онегину" комментарии, объем которых значительно превышает весь роман. Поэтому трудно не согласиться с мыслью этого исследователя творчества А.С. Пушкина; "Простота (повествования в романе "Евгений Онегин", - Ю. К.) была кажущейся и требовала от читателя высокой поэтической культуры".

Сюжет произведения вроде бы простой: столичный аристократ Евгений Онегин, которому "рано надоел светский шум", едет в село. В те времена в моде было определение, что романтизм - не досрочная старость души (вспомним Байроническое "мой дух, как ночь"). С этой точки зрения, Онегин - типичный романтический герой, ведь в столице он лишний.

Округа всполошились - а он привлек к себе внимание не только как человека из столицы, но и как неженатого мужчины, то есть выгодная партия для девушек на выданье. Сначала к нему приезжают соседи, но он жаждет ни с кем не общаться. К тому же столичный чудак занялся опасными нововведениями.

С одной стороны, крестьянам стало гораздо легче ("раб жизнь благословил"), но, с другой стороны, доходы самого Онегина значительно уменьшились. А если бы о таком событие узнали соседние крестьяне и начали требовать таких же действий от своих господ? Все ли помещики согласились бы на уменьшение доходов? Поэтому они и возмутились такими нововведениями столичного чудака.

Итак, мы видим, что наш "байронический герой", дал крестьянам облегчение, оказался человеком искренней души. Однако тем самым он испортил отношения с соседями и фактически уединился. Собственно, стал лишним не только в столице, но и среди сельских помещиков.

Заметим также, что в этих "прозаизмах" ("оброк", "ярмо крепостной роботы", "сберегательный" и тому подобное), абсолютно не присущих сфере заинтересованности романтиков с их склонностью к выдумки и экзотики, чувствуются элементы реализма, к которым обращался Пушкин в своем позднем творчестве. К этому же можно добавить и в целом реалистичное изображение быта аристократов, сельскохозяйственных работ и других подробностей тогдашней жизни.