Как Достоевский видит Петербург в своем романе "Преступление и наказание"
В произведениях Ф. Достоевского образ столицы Российской империи играет не менее важную роль, чем главные персонажи. Так, он не только место действия, но и фактически полноправный персонаж романа "Преступление и наказание", который иногда даже называют "романом большого города". Достоевский - писатель-урбанист, поэтому в его произведениях Петербург имеет не менее заметное место, чем, скажем, Лондон в произведениях Диккенса. Оба писатели-реалисты описали столицы своих государств так детально, что даже через века исследователи изучают места действия их произведений прямо с художественными текстами. И причины такой "документальной" точности заключаются не только в хорошем знании ими столичной "топографии", но и в особенностях художественной системы реализма, который приближался к научным методам исследования жизни, в частности в использовании "физиологии" (зарисовок с натуры). В самом тексте "Преступления и наказания" названия большинства проспектов, улиц, бульваров представлены сокращенными. Однако исследователи по тогдашним картам эти сокращения легко расшифровали ("В-и (Вознесенский) проспект", "К-и (Конногвардейский) бульвар" и т. д.) и убедились, что расположение и вид домов и улиц, изображенных в романе, соответствуют реальному их размещению и внешнему виду до мельчайших деталей.
В Санкт-Петербурге на сегодняшний день сохранились некоторые указанные в романе улицы и дома, например: "Дом Раскольникова" на углу улиц Гражданской (которая раньше называлась Мещанской) и Пржевальского (бывшее название - Столярный переулок), "дом Сони Мармеладовой" (дом, расположенный на углу по каналу Грибоедова и Казначейской улице), "дом Алены Ивановны" и множество других строений и мест, изображенных Достоевским как бы определенно с натуры.
Исследователи даже выяснили, как сам писатель наткнулся на камень, который в романе "превратился" вместо убежища Родионом денег и ценных вещей, украденных им у убитой Алены Ивановны. Известен даже двор, где тот камень лежал...
То, что Петербург считался одним из самых красивых городов Европы, Достоевского, кажется, мало волновало. Он видел этот город по-своему: как город-монстр, город-вампир, город-мираж. Этот взгляд писатель передал и своему герою - Раскольникову. Величественная же панорама столицы огромной Российской империи предстала перед Родионом лишь раз.
Итак, официально-парадный Петербург ему чужой, это не его город. И глубоко символично, что именно в этом эпизоде "его больно хлестнул кнутом по спине кучер какой-то повозки", да еще и какая-то купчиха подала ему, как нищему, подаяние, которую он раздраженно бросил в воду. Впервые с Петербургом мы встречаемся в описании одного из беднейших кварталов, где жил Раскольников.