Анализ трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"

План
  • История создания трагедии
  • Место и время произведения
  • Конфликт в трагедии
  • Реализм в произведении
  • Видение автора
  • Судьба произведения
  • Жанр

История создания. 

В декабре 1824 году Пушкин начинает работу над трагедией "Борис Годунов". В размышлении над актуальными проблемами современности Александр Сергеевич нацеливает свое внимание на один из самых драматических периодов новейшей истории России - время правления Бориса Годунова в конце XVI - начале XVII в. Перед писателем встают трудные задачи: постичь объективную логику событий, достичь исторической достоверности в изображении прошлого. Михайловский "отшельник" изучает наследие русских летописцев, читает исторические хроники Шекспира, просит прислать произведения "отца исторического романа" В. Скотта. Фактический материал для осмысления "смутного времени" дают доставленные в Михайловское новые тома "Истории Государства Российского" Н. М. Карамзина.

На пути создания реалистического текста, для достижения реалистичного изображения лиц, исторических характеров, времени и событий избирается драматический жанр. Полно и объективно возродить минувший век во всей его истине помогает сценическое действие, где все события протекают на глазах публики, характеры самораскрываются с разных сторон.

Место и время произведения.

Трагедия "Борис Годунов" разрушает догмы классицизма. Здесь события происходят в разное время, в пространстве и месте - в лесах, московских площадях, в царских покоях, на литовской границе, в год коронации Годунова и приход на престол Лжедмитрия. В трагедии нет явного романтического разделения настоящего и прошлого, отсутствует авторский субъективизм. Однако позиция автора улавливается ясно. Злободневно и остро звучат вопросы: какую роль играет народ в истории? какова роль дворянства в России? Пушкин позже признавался, что ему так и не удалось упрятать "уши под колпаком юродивого. Торчат".

В "Борисе Годунове" драматург-реалист развивает шекспировскую многогранность и вальтер-скоттовский историзм в освещении явлений, стремится найти реальные причины и следствия поступков людей и событий.

Конфликт в трагедии.

Глобальный конфликт, в разрешение которого оказываются, втянуты все действующие лица - бояре, церковь, народ, внешние силы - сконцентрирован вокруг образа заглавного персонажа. "Борис Годунов - вчерашний раб, зять Малюты, татарин..." - достиг верховной власти, стал царем. Вступая на престол, Годунов ведет себя лицемерно, заигрывая с народом и скрывая истинные намерения. Тайна "ужасного злодейства", совершенного над младенцем Дмитрием, дамокловым мечом висит над ним.

Не складываются отношения Бориса с народом. Царь умеет "...и любовью, и страхом, / И словом народ очаровать". Все делает, чтобы "щедротами любовь его найти". В ответ же получает презрение народное: "Я отдал им житницы, я золото / Рассыпал им, я им нашел работы - / А они меня, беснуясь, прокляли". В глазах народа он виновник всех бед на Руси: "Кто не помрет, я всем убийца тайный..."

Почему не понят и не принят народом Борис Годунов, правитель, готовый отдать ему последнюю рубашку? По ходу действия в пушкинской народной драме вырисовывается истинный облик правителя. Борис узаконил отмену Юрьева дня, закрепившего крепостное право. Осуждая тиранию Ивана Грозного, сам насаждает систему доносов. Именно из-за его политических ошибок власть завоевана самозванцем Гришкой Отрепьевым.

Реализм в произведении.

Реалистическое изображение народа - важнейшее открытие трагедии. Он показан как противоречивое и сложное единство. Народ - шут, когда проливает луковые (и лукавые) слезы, радуясь воцарению Бориса; "толпа", "чернь" - когда поддается стихийным рефлексам; судья, нравственная сила - когда "народное мнение" решает участь содеявших преступлений. Народ разноязычен и многолик: выписан в конкретных лицах, дан как собирательный образ, представлен как реальная историческая сила.

Народная мудрость, дух народа явлены в образе летописца Пимена, устами которого глаголет истины идеальный историк. В народном сознании хранятся нравственные заповеди, вложенные в уста Юродивого: "Нет, нет! Нельзя за Царя молиться он же Ирод - богородица то не велит". Молчание народа предрекает трагедию очередному царю-самозванцу. Словесной формулы достаточно драматургу, чтобы передать сложность понимания народа и его роль в истории: "Народ безмолвствует... Народ в ужасе молчит".

Видение автора.

Однако Пушкин считал самым важным и необходимым условием для написания драмы не только "воображение, догадливость и живость", но и "государственные мысли художника... философию". Борис Годунов "прогневал небеса", нарушив заповедь "не убий". Преступность царя сеет смуту в православном народе, который "каким-то таинственным образом... чувствует истину". Порождается самозванство. Как неминуемая расплата следует гибель рода Годуновых. Как по Пушкину, то нравственная чистота - это самое важное качество монарха. Отсутствие данного качества ставит под угрозу судьбу всего народа и всей страны.

Судьба трагедии.

Идейно-философскую зрелость и реализм мышления создателя "Бориса Годунова" подтвердили события 14 декабря 1825 г., произошедшие на Сенатской площади месяц спустя после завершения народной драмы. Восстание декабристов обнажило и роковую обособленность от народа, недовольство общества, деспотизмом самодержавия, пагубность правления монарха – "кочующего диспута", как назвал Александра І юный Пушкин. Из-за острой злободневности трагедия будет напечатана (с цензурными пропусками) только в 1831 году.

Жанр

Произведение основывается на эпизоде реалистической истории  России. Борис Годунов это реальный персонаж, который пришел на трон не законным путем. Это произведение Пушкина относится к реалистической драме.