Анализ трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"
План- История создания трагедии
- Место и время произведения
- Конфликт в трагедии
- Реализм в произведении
- Видение автора
- Судьба произведения
- Жанр
История создания.
В декабре 1824 году Пушкин начинает работу над трагедией "Борис Годунов". В размышлении над актуальными проблемами современности Александр Сергеевич нацеливает свое внимание на один из самых драматических периодов новейшей истории России - время правления Бориса Годунова в конце XVI - начале XVII в. Перед писателем встают трудные задачи: постичь объективную логику событий, достичь исторической достоверности в изображении прошлого. Михайловский "отшельник" изучает наследие русских летописцев, читает исторические хроники Шекспира, просит прислать произведения "отца исторического романа" В. Скотта. Фактический материал для осмысления "смутного времени" дают доставленные в Михайловское новые тома "Истории Государства Российского" Н. М. Карамзина.
На пути создания реалистического текста, для достижения реалистичного изображения лиц, исторических характеров, времени и событий избирается драматический жанр. Полно и объективно возродить минувший век во всей его истине помогает сценическое действие, где все события протекают на глазах публики, характеры самораскрываются с разных сторон.
Место и время произведения.
Трагедия "Борис Годунов" разрушает догмы классицизма. Здесь события происходят в разное время, в пространстве и месте - в лесах, московских площадях, в царских покоях, на литовской границе, в год коронации Годунова и приход на престол Лжедмитрия. В трагедии нет явного романтического разделения настоящего и прошлого, отсутствует авторский субъективизм. Однако позиция автора улавливается ясно. Злободневно и остро звучат вопросы: какую роль играет народ в истории? какова роль дворянства в России? Пушкин позже признавался, что ему так и не удалось упрятать "уши под колпаком юродивого. Торчат".
В "Борисе Годунове" драматург-реалист развивает шекспировскую многогранность и вальтер-скоттовский историзм в освещении явлений, стремится найти реальные причины и следствия поступков людей и событий.
Конфликт в трагедии.
Глобальный конфликт, в разрешение которого оказываются, втянуты все действующие лица - бояре, церковь, народ, внешние силы - сконцентрирован вокруг образа заглавного персонажа. "Борис Годунов - вчерашний раб, зять Малюты, татарин..." - достиг верховной власти, стал царем. Вступая на престол, Годунов ведет себя лицемерно, заигрывая с народом и скрывая истинные намерения. Тайна "ужасного злодейства", совершенного над младенцем Дмитрием, дамокловым мечом висит над ним.
Не складываются отношения Бориса с народом. Царь умеет "...и любовью, и страхом, / И словом народ очаровать". Все делает, чтобы "щедротами любовь его найти". В ответ же получает презрение народное: "Я отдал им житницы, я золото / Рассыпал им, я им нашел работы - / А они меня, беснуясь, прокляли". В глазах народа он виновник всех бед на Руси: "Кто не помрет, я всем убийца тайный..."
Почему не понят и не принят народом Борис Годунов, правитель, готовый отдать ему последнюю рубашку? По ходу действия в пушкинской народной драме вырисовывается истинный облик правителя. Борис узаконил отмену Юрьева дня, закрепившего крепостное право. Осуждая тиранию Ивана Грозного, сам насаждает систему доносов. Именно из-за его политических ошибок власть завоевана самозванцем Гришкой Отрепьевым.
Реализм в произведении.
Реалистическое изображение народа - важнейшее открытие трагедии. Он показан как противоречивое и сложное единство. Народ - шут, когда проливает луковые (и лукавые) слезы, радуясь воцарению Бориса; "толпа", "чернь" - когда поддается стихийным рефлексам; судья, нравственная сила - когда "народное мнение" решает участь содеявших преступлений. Народ разноязычен и многолик: выписан в конкретных лицах, дан как собирательный образ, представлен как реальная историческая сила.
Народная мудрость, дух народа явлены в образе летописца Пимена, устами которого глаголет истины идеальный историк. В народном сознании хранятся нравственные заповеди, вложенные в уста Юродивого: "Нет, нет! Нельзя за Царя молиться он же Ирод - богородица то не велит". Молчание народа предрекает трагедию очередному царю-самозванцу. Словесной формулы достаточно драматургу, чтобы передать сложность понимания народа и его роль в истории: "Народ безмолвствует... Народ в ужасе молчит".