Понятие социально-психологической драмы
Для понятия особенностей и содержательного аспекта драматической формы в произведениях, необходимо осознать отличие двух жанров – трагедии и драмы.
Трагедией принято называть драматические произведения, которые описывают острые, непримиримые конфликты из жизни, скрывающие катастрофические последствия и в большинстве случаев они завершаются гибелью героя. Герой трагедии - волевой человек, обладающий героическим складом характера и действующий согласно сделанному им самим выбору. Он может сопротивляться обстоятельствам, пытается своими поступками разрешить вечные вопросы бытия, сознательно идет гибели, утверждая ею высшие идеалы. По мнению Ю. Борева: "Трагическое - область осмысления историко-мировых противоречий, искание выходов для человечества".
Драма (в узком смысле - как жанр драматургии, наряду с трагедией и комедией) получила наибольшее распространение в литературе XIX века. Как самостоятельный жанр она сложилась во второй половине XVIII века, когда в искусстве усилился интерес к укладу, нравственным идеалам демократической среды, к психологии "среднего человека". Если трагедия, как правило, создавалась на историческом материале, то авторы драм обращаются к современности. В драме воспроизводится повседневная, частная жизнь людей в самых разнообразных взаимоотношениях. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий, но раскрывает конфликт в конкретном обществе, характерный для данной среды. Ее конфликты не столь напряжены, допускают возможность благополучного разрешения.
Драма утверждает нового героя, восстающего против своей судьбы. Если разрешение конфликта в трагедии не зависит от личной воли героя, то в драме развязка событий предопределена личным выбором героя. Действие в драме чрезвычайно концентрировано. Напряженность действия, самораскрытие героя требуют сильных страстей, тех условностей игры, которые нелогичны в жизни, но все же должны оставаться правдоподобными на сцене.
Социально-психологическая драма характеризуется вниманием автора к жизненному укладу героев, подробностям быта. В данных произведениях содержится бытовой конфликт (несогласие матери и невестки, ссора купца и приказчика и т. п.), который в большинстве случаев является внешним и углубляется внутренним конфликтом, отражающим существенные социальные и личностные противоречия. Поступки героев обязательно получают психологическую мотивировку.
Начиная с А. Пушкина, русская литература все чаще обращается к жанру драмы, соединяя в рамках одного произведения трагическое и комическое. "Гроза" и "Бесприданница" - высокие образцы русской реалистической драмы.