Философия Льва Толстого в романе "Война и мир"
Работая над произведением, Толстой увидел, что официальные сведения об интересовавших его событиях резко отличаются от информации, почерпнутой из частной переписки, мемуаров и др. Так писатель приходит к созданию собственной демократической концепции истории, сильно отличающейся от исторической науки того времени. Авторские рассуждения с оценками исторических событий разбросаны по всему тексту "Войны и мира". С третьего тома их роль значительно возрастает, а в эпилоге писатель еще раз их систематизирует. Толстой определяет, что есть история, кто является движущей силой в ней, что выступает причиной исторических событий, что такое власть и др.
Писатель утверждал, что нельзя сводить исторический процесс к описанию жизни и деятельности только царей или полководцев. По Толстому, предметом истории является "жизнь народов и всего человечества", а великие люди - лишь "ярлык, дающий наименование определенному событию". Т. е. писатель отказывает личности в возможности творить историю и воплощает идею в реальных исторических образах. Наполеон под Бородино суетится, отдает ненужные, невыполнимые приказы. А Кутузов бездействует, не пытаясь повлиять на ход не оного из описанных сражений.
Толстой утверждает, что чем выше по социальной лестнице стоит человек, тем меньше свободой действий он обладает, поскольку огромным количеством людей и должен выражать их волю, а не свои желания. В этом и заключается смысл власти. На вершине общественной пирамиды стоит царь, который, по выражению автора, вообще "является рабом".
Именно народ, а не личность делает историю. Толстой считает, что история - это общая бессознательная, роевая жизнь человечества. Она непрерывна, постоянно движется, вытекая из множества человеческих произволов. Складывается она из взаимодействия общих и частных желаний, интересов и намерений тысяч, миллионов людей. Причем сами они не осознают значимости своих действий, например, как москвичи, покидавшие свои дома после Бородинского сражения. Смысл исторического события скрыт от непосредственных его участников, а оценка его является делом будущего.
Отвечая на вопрос, что же является причиной исторических событий, писатель называет так: "Причины нет. Все это приходится совпадением определенных условий, при котором происходит всякое органическое, жизненное, стихийное событие". Чтобы понять истоки любого события, надо изучать бесконечно малые, однородные элементы, которые и руководят массами. Конечно мы видим, что философия в данном вопросе напрямую проглядывается в романе.
Писатели иногда упрекают в механистичности его философской концепции. Он то сравнивает историю с часовым механизмом, проигрыш Аустерлицкого сражения пытается ввести некую величину (дух войска), которая помогла бы применить к истории законы механики. Толстой с иронией относиться к военной науке и политике, также скептически он оценил и роль материальных фактов в войне, подчеркнувши бессмысленные попытки сознательного, разумного воздействия на процесс исторических событий. Писатель считал: "Допустим, что человеческая жизнь может управляться собственным разумом, - тогда уничтожится и сама возможность жить". Чем меньше человек задумывается над причинами своих действий, тем больше он оказывается включенным в ход истории, который заранее предопределен и является неизбежным. Так ведет себя Кутузов в 1812 году, "понимая, что существует что-то сильное и значительно превосходит его волю". В развитии событий действует неумолимый исторической закон необходимости, который придает фатализм концепции Толстого, хотя автор часто использует еще и слово "провидение" указывает на Божественную предопределенность развития мира.
Основываясь на собственной философии, Толстой создает в "Войне и мире" принципиально новую историю, заменяя историю событий "историей человека". Он соединяет частную и историческую жизнь, делая их неразрывно связанными. Писатель не стремится изобразить исторических деятелей такими, какими они были в реальности (еще современники указывали на неточности в исторических сценах и образах). На первый план выходит нравственная сторона их деятельности. По мнению Толстого, поступки Наполеона, Кутузова и других исторических личностей должны оцениваться по тем же критериям, что жизнь обычного человека. Наиболее ярким воплощением философской концепции Толстого стало в романе изображение войн, а также образы Наполеона и Кутузова.
Теги: философия в романе "Война и мир", философия Толстого в "Войне и мире", какая философия в произведении "Война и мир", философия истории Льва Толсто в романе-эпопеи "Война и мир"