Своеобразие композиции в романе Льва Толстого "Война и мир"
Своеобразие композиции. Важнейшая особенность романа-эпопеи - сложная многоуровневая композиция. Каждая часть и каждый том, наконец, все произведение имеют свою кульминацию и развязку. В эпопее несколько сюжетных линий, которые тесно переплетаются. Толстой, свободно переходя от одних героев к другим, от частных судеб к историческим событиям, прибегает к чередованию крупных и общих планов, массовых сцен и портретных зарисовок.
В основе построения произведения лежит многоплановое противопоставление. Оно наблюдается и в названии, и в последовательности томов и частей, и в соотношении эпизодов, и в группировке образов. Фальшивое существование петербургского света Толстой противопоставляет естественной жизни, близкой народной (салон Шерер и дом Ростовых). Является полной противоположностью отдельные герои (Наташа и Элен, княжна Марья и Жюли Карагина, Наполеон и Кутузов и т. д) и исторические события (Аустерлицкое сражение и Бородинская битва).
В окончательном варианте произведения Толстой выделил четыре тома и эпилог. Первый том описывает войну 1805 года, чуждую русскому народу, главным героям свойственны тщеславные мечты и честолюбие (князь Андрей мечтает о "своем Тулоне", Пьер Безухов преклоняется перед Наполеоном). Во втором томе каждый из них оказывается в жизненном тупике, основное внимание автор уделяет изображению мирной семейной жизни. Это самый "романный" том произведения. Третий том целиком посвящен войне 1812 года, во время которой проявляется главный закон жизни - всеобщая связь, единение, ведущие к миру. Этот мир наступит в четвертом томе вместе с прозрением главных героев. В последних двух томах автор больше изображает простой народ, собственно исторические эпизоды, увеличивается объем философских размышлений. В двухчастном эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев и излагается концепция истории.
Выше перечисленные особенности композиции в романе Толстого "Война и мир" указывают на особое устройство и своеобразие его композиции. Все исследователь единогласно подтвердили нестандартные черты романа во всех его плоскостях.