Сюжет рассказа - в нём все внесюжетные элементы (портрет, пейзаж), усложняющие построение рассказа, описаны несколькими фразами или даже несколькими словами.
Завязка рассказа. С какого момента в рассказе Чехова начинает развиваться действие? Конечно, с тех нескольких слов, с которыми Очумелов "врезается в толпу".
Кульминация рассказа. Дальше сюжет произведения разворачивается волнами, как линия, идущая то вверх, то вниз и снова вверх. Кульминация достигается своего пика в разговоре Очумелова с Прохором.
Развязка рассказа "Хамелеон" - полицейский надзиратель лебезит перед поваром генерала и передает ему собаку, угрожая покусанному Хрюкину.
А начало рассказа? Это экспозиция. Она включает описание места действия. Далее автор вводит читателя в происходящее ещё до появления Очумелова и делает это так, что мы становимся как бы свидетелями всего происходящего. Её изображение наполнено точными деталями – художественными, по которым с легкостью можно представить, что происходит на площади.
Художественные детали рассказа "Хамелеон": новая шинель полицейского надзирателя, узелок в его руке и конфискованный крыжовник. В экспозиции к таким художественным деталям можно отнести "окровавленный палец" Хрюкина.
Особенность рассказа Чехова "Хамелеон" Воспроизводя речь действующих лиц, писатель озабочено относится к тому, чтобы интонации фразы были точными, то есть кроме определенного прямого значения слова несла и дополнительную информацию о человеке, его отношение к происходящему и людям. В словах Очумелова "Я покажу вам, как собак распускать!" звучит и хорошо выделена прямая угроза. Но следующей фразой она смягчается: "Пора обратить внимание на подобных господ...", потому что сам надзиратель полицейский почувствовал, что уже слишком круто загнул. Эта игра фразами хорошо подчёркнута интонацией, которую пытается передать нам автор в своем рассказе.