Возможности рассказа как малой эпической формы
Приступая к изучению рассказа как малой эпической формы можно сказать о том, как, несмотря на принадлежность к одному жанру, рассказы разнообразны по авторской мысли и содержанию, авторской позиции, сюжету и композиции, стилю и языку. Есть рассказы с быстро развивающимся сюжетом ("Хамелеон" А. П. Чехова), с неторопливым повествованием, развёрнутыми пейзажами и портретами героев, их монологами ("Бежин луг" И. С. Тургенева), неожиданной развязкой ("Тапёр" А. И. Куприна).
Таким образом, жанровые рамки не ущемляют художника слова, а дают свободу авторского замысла и его фантазии, свободного выражения писателем своего отношения к тем событиям и людям, которых он изображает. Иногда автор ведётся повествование от первого лица, как в "Бежином луге", иногда от третьего, как в "Тапёре".
Быстро разворачивающийся в рассказе сюжет от эпизода к эпизоду усиливается у читателя напряжённым ожиданием: что же может случиться дальше, как могут себя повести герои, чем же все может завершиться. Композиция, как правило, предопределена ходом художественной мысли автора: к каким именно раздумьям и переживаниям автор хочет привести читателя, какое настроение создать. Этим обусловлены выбор и тональность пейзажа, например, в "Бежином луге", изображение внешности и внутреннего мира героев в "Тапёре", тон диалогов и монологов. Так, в юмористических рассказах часто не бывает пейзажа или он сведён к одной-двум фразам. Портрет тоже краток или подан через художественную деталь, как в "Хамелеоне" А. П. Чехова, а иногда в нём сквозит авторская ирония, лёгкая насмешка, как в "Хирургии".
В диалогах и монологах, как правило, осуществляется развитие действия. Это хорошо видно в рассказе "Тапёр", когда Юра Азагаров отвечает на вопросы Лидии Аркадьевны Рудневой.