Почему ученым так и не удалось воспитать Булгаковского Шарикова
Роман "Собачье сердце" принадлежит перу знаменитого писателя начала XX века – Михаилу Афанасиевичу Булгакову. По стилю эта повесть является сатирическо-фантастической. В её основе лежит идея о том, что с помощью пересадки животных органов людям, можно добиться омоложения.
Профессор Преображенский вместе со своим коллегой и ассистентом доктором Борменталем решили пойти дальше, и пересадили бездомному псу Шарику человеческий гипофиз и семенники рецидивиста Клима Чугункина. Эксперимент превзошёл все ожидания. После этой процедуры, у пса отвалился хвост, начали вытягиваться конечности и он начал принимать человеческий облик. Со временем Шарик начал говорит, правда первым его словом было не мама, а "абырвалг". Постепенно из хорошего и умного пса он становится грубым и хамоватым Полиграфом Полиграфычем Шариковым.
Профессор и его ассистент приложили немало усилий, что бы очеловечить, ввести в социум Шарикова. Но то ли гипофиз Чугункина повлиял, то ли окружение в особе Швондера, но интеллигента из него так и получилось.
Читая это произведение, невольно замечаешь, что животных Булгаков ставит намного выше, чем людей. Ведь никаких изменений у них, кроме омоложения и оздоровления организма, нет. В то время как при обратном эксперименте наблюдается иная реакция. Увы, но Шарикова так и не удалось воспитать в человека. Возможно, Преображенскому это не удалось, так как у пса нет души. Ведь по существу, он так и остался псом, только с человеческим гипофизом. О душе ни слова. Бездушная личность в стране атеистов. Неудивительно, что за стенами лаборатории Полиграф Полиграфыч не чувствует себя чужим в новообретённом мире. Наоборот, он занимает активную жизненную позицию, имеет дом и работу. И при всём при этом, он не отличается от других мелких чиновников того периода. Да и от людей в целом.
Россия времён Булгакова – это ожесточенные люди с "разрухой в головах", которых нещадно испортил "квартирный вопрос".
В каждом из своих произведений, Булгаков поднимает вопрос земной личности в центре борьбы двух сил Добра и Зла. Для него интересны темы жизни и смерти, души и бездушности, духовности и морального упадка, возвышения и падения, личности, что приспосабливается и той, что превозмогая боль, борется со сложившимися обстоятельствами до победного конца.