Образ Фауста
Фауст - главный герой одноименной трагедии Гете. История его трагической жизни положена в основу сюжета произведения. Он - разочаровавшийся в науке и жизни, старый ученый-энциклопедист, на грани самоубийства, но встречается с потусторонними силами, злым духом Мефистофелем, и обретает новую жизнь.
Если главная идея народного Фауста заключается в предостережении от антихристианского и аморального поведения человека, который продался дьяволу, то у Гете направлен на создание фигуры человека, которая является олицетворением важнейших мировоззренческих тезисов и внутренних противоречий просветительской идеологии.
Действительно, с одной стороны Фауст олицетворяет идеал просветительских представлений о развитом человеке того времени: любопытном и деятельном, свободном в мыслях и не предвзятом во взглядах, который постоянно жаждет новых знаний, пополняли бы его опыт и расширяли кругозор.
В отличие от ученых-схоластов, знающих жизнь только по книжкам, он хочет воплотить свои стремления в жизнь, сделать процесс познания инструментом преобразования мира, что, в конце концов, служило бы общественному благу. Общественное благо, как конечная истина, которая определяет смысл существования человеческой личности, главная мысль, к которой приходит Фауст, и которую он провозглашает в последнем своем монологе.
С другой стороны образа Фауста присущ скепсис относительно всесилие человеческого разума и безграничности познания, который характерен для завершающей фазы просвещения. Гете не идеализирует Фауста. Автору импонирует величие духовных стремлений героя, но он видит и его ошибки. Поэтому Фауста часто называют своеобразным двойником Гете. Образ Фауста олицетворяет все сомнения и поиски мысли и мечты, которые волновали Гете.