Анализ стихотворения "Мне тринадцатый проходило"
Автор: Тарас Григорьевич Шевченко
Год написания: 1847
Тема: изображение тяжелого детства юного писателя в крепостничестве, когда ему с утра до ночи приходилось пасти панских ягнят.
Идея: осуждение времен крепостничества и сочувствие к крепостным, которые не имеют никаких прав.
Основная мысль: ни маленький Тарасик, ни другие дети не знали счастливого детства через угнетение панамы простого народа.
Стихотворение Тараса Шевченко рассказывает часть его автобиографии и состоит из четырех этапов настроения главного героя. Первый – маленький пастух присматривает за хазяйським скотом, наслаждается молитвой, любуется видами живой природы, ясным небом и зелеными полями. Второй – неожиданное осознание мальчиком, что вся окружающая красота ему не принадлежит, и никогда не принадлежала. У него нет ни дома, ни ягнят, ни каких-либо прав. Он полностью принадлежит своим хозяевам. Поняв это, пастух начинает плакать. Третий – плач маленького Тараса слышит девочка, которая выбирала возле дороги посконь. Она подходит и утешает мальчика, целует его. Пастуху сразу становится лучше, он веселеет и вместе с девочкой, смеясь, гонит чужой скот к воде. Четвертый – уже взрослый поэт приходит к выводу, что его тяжелое детство было прекрасным. Несмотря на отсутствие свободы, тогда он чувствовал себя гораздо лучше, чем теперь, когда ему приходится идти против несправедливости существующего порядка.
Стих насыщен яркими эмоциями и чувствами главного героя, которые тонко передаются автором с помощью эпитетов, метафор, сравнений, риторических вопросов и знаков. Свои переживания Тарас выражает обращениями к Богу и возгласами, криком души и непониманием, почему вокруг творится несправедливость. Когда к нему приходит добрая подруга Оксана, он сравнивает ее с солнцем и говорит, что чувствует, будто теперь все на свете стало его.
Поэт осуждает крепостничество, призывает читателя к поддержке полной свободы человека, а также утверждает, что каждый ребенок имеет право расти в любви и заботе.