Сочинение по финалу трагедии "Фауст"
В конце произведения Фауст предстает человеком преклонного возраста. Он обуздал силы природы, превратил осушенные земли цветущие. Корабли Фауста пересекали моря и доставляли богатства со всех концов мира. Но герой понес и много потерь. Отношения с Маргаритой закончились трагически для девушки по вине Фауста. Он не смог защитить Гелену от наказания Менелая. Жизнь их с Геленой сына Эвфориона оборвалась трагически.
Фауст постиг трагизм пережитого и раскаялся в том, что имел отношения с миром духов, почувствовал внутренние силы самостоятельно жить и творить, хочет освободиться от Мефистофеля. Остается его внутренний мир и еще больше желания действовать ради человечества, он приобретает тот смысл, ради которого так много страдал. Формально победил Мефистофель, но духовная победа осталась за Фаустом, ведь он не прекратил своих поисков смысла бытия. Его «Я» поднимается на новую ступень, приближаясь к желаемому абсолюту. У небесной врата он находит Маргариту — воплощение любви, верности и милосердия. По замыслу И. В. Гете, человек должен вернуться к первоистокам «Я», до своей высшей, чистейшей, божественной сущности.
Несмотря на трагедию героя, последние сцены «Фауста» звучат как вдохновенный гимн в честь человека. Заключительные строки мистического хора выражают извечную тягу человечества к новым вершинам красоты и идеала: «Яви преходящего / Нам снятся; / — символ сущего, Где сны сбываются, Где все торжествует, действует и живет, / Вечно Женское / Нас туда зовет». Мистический хор, завершающий трагедию, поет о стихии вечно женского как артерию жизни, что ею все Явы преходящего текут к своей сущности».
Споре между Богом и Мефистофелем, о которой шла речь в «Прологе на небе», положен конец в финале «Фауста», где божественное все же победило дьявольский замысел. И. В. Гете отправляет душу Фауста на небо, а не в ад, итак, Мефистофель так и не завладел ею. Освобожденная от земной оболочки, душа героя несется к Богу, свету "искренней любви", "источнику святого", "блаженной жизни".