Сочинение на тему: Проблема выбора в произведении «Фауст»
Главный герой трагедии в стихах выдающегося немецкого писателя и философа Гете – доктор Фауст, образ, воплотивший в себе мечты передовых представителей тогдашнего общества о необъятном познании мира. Смена средневековой культуры на новую культуру возрождения и просвещения нельзя лучше раскрывается в образе Фауста, человека, готового отдать свою душу за новые знания.
Фауст был чужим, условность тех времен, он не мог познавать тайны человеческой жизни из книг, как это делал Вагнер и потому постоянно должен был выбирать тот или иной путь. Фаусту был нужен свободный простор полей и лесов, ведьмины шабаши немецкого средневековья и волшебные танцы. Ему нужна была телесная чувственность, которая воплотилась в лучшую из женщин, когда-либо живших на планете, нужна была действенная сила нового времени, которая была способна подчинить себе природу. Фауст, преданный Богом на растерзание Мефистофелю, уподобляется библейскому Иову, которому пришлось пройти через цепь жизненных невзгод и тяжелых испытаний.
Герой трагедии если что-то и теряет, то только самого себя. Фауст теряет свои искренние намерения, свои лучшие чувства. Его восхищают собственные мечты о прекрасной и жизненной энергии Мефистофеля. Подобно другим героям классических литературных произведений эпохи романтизма, Фауст не может воспринимать счастье в его земной ипостаси. Увлекшись волшебными танцами, герой теряет главное в своей жизни – любимую женщину и дочь. Больше по душе Фаусту было счастье с Еленой, но и здесь он получил лишь разочарование. Ведь легендарная героиня – это всего только миф, лишь тень былых времен. Она вышла из Аида, она туда и вернулась вслед за умершим сыном, а Фауста оставила его времени и его эпохе.
При всем этом герой трагедии, несмотря на все сатанинские искушения, на постоянное требование выбора, не потерял своих благих душевных помыслов. Греша и ошибаясь, Фауст находит в себе силы признавать свои ошибки и пытаться их исправлять. Несмотря на препятствия, он не останавливается в своих жизненных поисках и тем самым остается приятным Богу, который еще в начале произведения заявлял: «Кто ищет, вынужден блуждать». Видимо, и спасается Фауст именно потому, что его жизнь «прошла в стремлениях», именно потому, что главное в любые времена – это действие, которое несет людям свободу и добро, именно потому, что ему было позволено укрепиться духовно и приблизиться к истине.
Трагедия Гете «Фауст» является уникальным произведением, который на поверхность читательского восприятия поднимает не только вечные философские вопросы, но и некоторые общественные и научные проблемы того времени. В своем произведении автор придает критике недалекое тогдашнее общество, жившее чувственной сладостью и стяжательством. А в лице Мефистофеля Гете издевается над немецкой системой высшего образования, которая строилась на составлении никому не нужных конспектов и методическом посещении занятий.