Художественная литература дает человеку возможность представить фантастические стороны жизни. Дарит наслаждение в познании невозможного, знакомит читателя с путешествиями во времени, с встречами с необыкновенными существами и явлениями. Рассказ "Призраки" написанный И. С. Тургеневым представляет нам фантастическую историю о путешествиях во времени. К герою данного рассказа, явился призрак женщины по имени Эллис, который мог перемещаться во времени и пространстве. Герой рассказа вместе с призраком переместился в Рим, где увидел самого Юлия Цезаря, после чего они перенеслись в XVII в. на берег волги. Посмотрев события, происходящие в России в то время, они отправились в Италию и Францию. Но за эти полеты пассажиру пришлось поплатиться дорогой ценной, призрак за время перелетов пил кровь своего попутчика. В своем произведении Тургенев совсем не хотел распространять веру о жизни и существовании призраков, просто данным способом он представил читателям, возможность путешествия героя фантастического романа в прошлое. Почему именно так представил Тургенев перемещения во времени, многие литературоведы говорят - что наука на тот момент сильно развита не была и автору, приходилось черпать материалы для своих фантастических произведений, из народных притч.
Спустя некоторое время наука ушла вперед, и в 1895 году Герберт Уэллс опубликовал свой знаменитый роман "Машина времени", где герой романа пытался обосновать идею человека о возможности обгона времени для путешествий в будущее и прошлое. В последнем своем путешествии изобретатель машины времени в свое настоящее время не вернулся, унеся с собой все секреты проекта.
Данные романы показывают мечту человечества о создании машины времени, которая помогла бы человечеству познать историю мира, увидеть, что будит в будущем. Но в маленькой степени такая машина уже есть, это книга, которая передает историю человечества. Из трудов античных авторов, таких как Аристофан нам известна жизнь людей тех времен, в произведении Льва Николаевича Толстого "Война и мир" нам представлена жизнь зажиточных помещиков и государственных поданных царской России, в романах Жан Жак Руссо мы можем узнать о нравах французского народа и людях, которые станут героями великой французской революции. Чем отличается художественная литература от документальной, которая рассказывает нам о исторических событиях, так это подробным описанием человеческой жизни тех времен, которая передает нам обычаи и традиции наших прадедов.
Любое направление литературы дает человеку, что нибудь важное и поучительное, а художественная литература передает читателям представление о невозможном, и дарит человечеству мечту об осуществлении самых заветных тайн вселенной. Но как бы не странно это звучало но читая романы о путешествиях во времени, они нам вселяют надежду о том, что когда нибудь человек сделает шаг в прошлое и это возможно и правда. Некоторые фантастические романы, написанные в прошлых веках стали правдой в настоящее время. Например, всем известный роман "Двадцать тысяч лье под водой" написанный Жюль Верном в 1868 году, рассказывает читателям о подводном аппарате, в котором жили люди и покидали его под водой в специальных костюмах оборудованных баллонами сжатого воздуха. Меньше чем через сто лет данные аппараты использовались во времена второй мировой войны войсками фашисткой Германии, а в 1943 году французами Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян был изобретен и испытан первый в мире акваланг позволяющий дышать человеку под водой. Судя по фантастическому роману Жуль Верна, который превратился из фантастики в научный рассказ, первые читатели даже не представляли, что их внуки будут покорять глубины океана на данных вымышленных аппаратах. После покорения космоса и с нынешним темпом развития науки может, и покорения времени осталось уже не за горами.
Когда мы изучаем, литература в учебных заведениях как специальный особый предмет, всегда необходимо помнить и не забывать, что литература останется на всю жизнь. И каждый должен понять, чем больше и глубже мы понимаем, зачем нам литература и что она может нам дать, тем больше сумеем мы от нее взять.