РИТМ - повторяемость однородных звуковых элементов.
СТИХ - одна стихотворная строка.
СТРОФА - повторяющаяся группа стихов, объединенных по принципу объема, интонационно-синтаксического строения, системы рифмовки.
1. СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ - система, в которой ритм создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. Рифма в силлабической системе обязательна.
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ (sillabe - слог, tonos - ударение) - система, в которой ритм создается упорядоченным чередованием ударных и безударных слогов в стихе. Стихотворные тексты, написанные в силлабо-тонической системе, могут быть как рифмованными, так и белыми (нерифмованным).
ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ (АКЦЕНТНЬІЙ СТИХ) - система, в которой ритм создается выравненностью количества ударенных слогов в стихах, количество же безударных слогов не упорядочено. Акцентный стих, как правило, рифмованный.
Тоническая система стихосложения, в основном, использовалась в фольклоре и в тех произведениях художественной литературы, в которых развивались фольклорные традиции.
Пушкин "Песня девушек" ("Евгений Онегин", глава 3).
Лермонтов. "Песня про... купца Калашникова".
В тонической системе стихосложения (акцентный стих) выдержана почти вся поэзия Маяковского, других футуристов и их последователей.
ДОЛЬНИК - переходная форма от силлабо-тонической системы стихосложения к тонической. В основе дольника лежит традиционный стихотворный размер, который, однако, время от времени нарушается: между ударными слогами может находиться один-два (реже - три) безударных. Таким образом, ритм создается не равномерным чередованием ударных и безударных слогов (как в силлабо-тонической системе), а выравненностью количества ударений в стихах (как в тонической системе).
Блок. "Вхожу я в темные храмы...", "Девушка пела в церковном хоре...", дольник используется в большинстве глав поэмы "Двенадцать".
Есенин. "Низкий дом с голубыми ставнями..." (первые стихи І-й, 2-й строф и третий стих 7-й строфы при общем анапесте).
Маяковский. "Письмо Татьяне Яковлевой".
ВЕРЛИБР (СВОБОДНЫЙ СТИХ) - стихотворная форма, в которой не учитывается количество слогов, порядок расположения ударных и безударных слогов, а ритм создается интонационной соизмеримостью стихов. Верлибр может быть как рифмованным, так и белым.
Пушкин. «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся››
("Разговор книгопродавца с поэтом").
Блок. "Упокой, Господи, душу рабы Твоея... Скучно!" ("Двенадцать").
2. СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ силлабо-тонической системы стихосложения
СТОПА - группа слогов, включающая в себя ударный слог и один или несколько безударных, повторение которых определяет стихотворный размер.
ПИРРИХИЙ - пропуск ударения в ямбической или хореической стопе; пиррихий может образовывать стопу так же, как и ударный слог.
СПОНДЕЙ - добавочное ударение в ямбической или хореической стопе.
Двусложные размеры
А. ЯМБ - двусложная стопа, в которой ударение падает на второй слог. Самый распространенный размер в русской поэзии.
Б. ХОРЕЙ - двусложная стопа, в которой ударение падает на первый слог.
Трехсложные размеры
А. ДАКТИЛЬ - трехсложная стопа, в которой ударение падает на первый слог.
Лермонтов. "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Тучи".
Некрасов. "Железная дорога"; "Кому на Руси жить хорошо" ("Про холопа примерного - Якова верного", ч. 2, "Пир на весь мир", глава І; "О двух великих грешниках", глава 2; песни "Доля народа..." и "Русь", глава 4).
Б. АМФИБРАХИЙ - трехсложная стопа, в которой ударение падает на средний слог.
Жуковский. "Море".
Пушкин. "Песнь о вещем Олеге", "Узник", "И путник усталый на Бога роптал...", "Туча".
Лермонтов. "Три пальмы", "И скучно и грустно".
Ахматова. "Мужество" (нарушение размера в первом и последнем стихах).
Пастернак. "Иней" (нарушение размера в третьем стихе І-й строфы, в 5-й и 8-й строфах).
В. АНАПЕСТ - трехсложная стопа, в которой ударение падает на последний слог.
Некрасов. "В дороге", "Тройка", "Мы с тобой бестолковые люди...", "Размышления у парадного подъезда".
Пастернак. "Определение поэзии".
3. РИФМА
РИФМА - совпадение конечных звуков нескольких стихов, начиная с последнего ударного звука.
КЛАУЗУЛА - заключительные слоги стиха, начиная с последнего ударного.
БЕЛЫЙ СТИХ - нерифмованный стих.
"Слово о полку Игореве".
Жуковский. "Море".
Пушкин. "...Вновь я посетил...".
Классификация рифм по местоположению ударения
А. МУЖСКАЯ РИФМА - ударение на последнем слоге (в схеме рифмующиеся между собой стихи обозначаются одинаковыми строчными буквами по порядку русского алфавита -а а).
Б. ЖЕНСКАЯ РИФМА - ударение на предпоследнем слоге (А А).
В. ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА - ударение на третьем слоге от конца (А' А').
Г. ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА - ударение на четвертом и далее слоге от конца (А" А").
Типы рифмовки
А. ПЕРЕКРЕСТНАЯ: абаб.
Б. СМЕЖНАЯ (ПАРНАЯ, ДИСТИХ): аабб.
В. ОПОЯСЬІВАЮЩАЯ (КОЛЬЦЕВАЯ): абба.
Г. ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА: АбАб ВВгг ДееД жж.
Д. СОНЕТ - твердая поэтическая форма, представляющая собой стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия-катрена (на две рифмы) и два трехстишия-терцета (на две или три рифмы). Различаются разные типы рифмовки и построения строф в сонете: французский сонет (абба, абба, ввг, ддг), итальянский сонет (абаб, абаб, вгв гвг), шекспировский сонет (абаб, вгвг, деде, жж) и т. д.
Пушкин. «Поэту››.
Ахматова. «Приморский сонет».