"Преступление и наказание", по мнению В. Набокова, одна из самых сложнейших книг за всю мировую историю литературы. Исследователи расходятся даже в определении жанра этого произведения.
Часто "Преступление и наказание" называют детективом. В основу сюжета положена детективная фабула: преступление, поиск преступника, его разоблачение и развязка-наказание. В классическом детективе в центре повествования всегда находится сыщик, а читатель следит за раскрытием преступления. У Достоевского личность преступника известна с первых страниц, и главное место в романе отводится его мучительному продвижению к покаянию, а не следователю и его работе. Хотя детективная интрига сохраняется до конца (пойдет ли Раскольников с повинной или нет, остается неясным), считать "Преступление и наказание" только детективом нельзя.
Исследователи отмечают в "Преступлении и наказании" черты бытового очерка (описание бедных кварталов Петербурга), публицистической статьи (статья Раскольникова "О преступлении"), полифонического романа (М. Бахтин), романа-трагедии (Вяч. Иванов) и др. И все-таки жанр произведения чаще определяется как философский (или "идеологический"), социально-психологический роман. Такая жанровая многоплановость объясняется широтой тематики произведения и сложностью образа главного героя.
Родион Раскольников - не просто убийца, это герой философ ("идеолог"), который попытался ответить на "вечные" вопросы: кто оказывает влияние на ход истории; что дает этим людям право вести за собой других; как определить в себе великого человека; каким должен быть путь к благородной цели? Автор дает Раскольникову возможность изложить свои идеи в виде стройной системы и проверить ее правильность в жизни, поэтому роман называют философским.
Теория главного героя не просто надуманная ("головная") идея, результат абстрактных размышлений, она имеет вполне реальные корни. Они и в настроениях молодежи 1860-70-х годов, и в социальном окружении (Раскольников, оказавшись на "дне" жизни, духовно и интеллектуально выше той среды, где вынужден существовать), и, наконец, в жизненных обстоятельствах, в которых оказался сам Раскольников. Все это указывает на социальную основу философии героя.
Жизнь столичных "низов", Петербург Сенной площади, убогие интерьеры, обитатели "доходных" домов показаны в романе очень точно. Даже в этих людях писатель смог разглядеть душу. Продолжая традиционную для литературы России тему "маленького человека" и ее собственный вариант "униженных и оскорбленных", Достоевский показывает трагедии раздавленных жизненными обстоятельствами людей, что дает право определить жанр романа как социальный.
У каждого героя романа свой внутренний мир, который более или менее отчетливо изображен в произведении. Хотя, безусловно, главное место отводится исследованию психологического состояния Раскольникова. Писатель приводит своего героя в кризисное состояние, когда обостряются все чувства, и обнажает их перед читателем. Борьба добра и зла в душе Раскольникова становится предметом изображения в романе, поэтому он может быть назван психологическим.
Тема произведения вынесена в заглавие. Оно выражает авторскую мысль о том, что преступник сам нравственно, внутренне нуждается в наказании. Два заглавных понятия являются ключевыми и организуют содержание произведения.
Слово "преступление" оказывается у Достоевского шире юридического термина, оно включает значение "перешагивание", "переступание" какой-то черты. Сам герой на протяжении всего романа не раз скажет, что суть его преступления состояла в том, чтобы перешагнуть через нравственный закон. Причем "переступил" в романе не только Раскольников, но и почти все герои, оказавшиеся в жизненном тупике. По мнению Раскольникова, Соня "тоже переступила... смогла переступить", пожертвовав собой ради спасения семьи. Семен Мармеладов утверждает, что он место потерял, "ибо черта моя наступила". Спившись, он "перешагнул" через свою жену и детей. Дуне, готовой ради благополучия своей матери и брата выйти замуж по расчету.
Таким же широким понятием, как и преступление, является в романе наказание. Это не только юридическая кара, которая описана в эпилоге и стала для главного героя шагом к исцелению и возрождению. Это и жизненный урок, который получает Раскольников после убийства, пройдя через все душевные страдания, через "ощущение мрачного, мучительного, бесконечного отчуждения и уединения", через кошмарные сны и болезненное полубезумие.
Важную смысловую нагрузку в названии несет союз "и", указывающий на неразделимость, единство двух, казалось бы, взаимоисключающих понятий. Когда заканчивается преступление и начинается наказание? По Достоевскому, уже в момент убийства (Раскольников хочет убежать, испытывает отвращение к деньгам, трупу старухи) герой переживает вовсе не радость, облегчение или удовлетворение, хотя до официального, "законного" наказания еще очень далеко.
Содержание романа распадается на две неравные смысловые части, что подчеркивается и композиционно: самому преступлению посвящены две первые части, причем первая часть описывает еще "пробу" героя, а наказанию - оставшиеся четыре и эпилог. И читателю предстоит следить за движениями души Раскольникова, прежде чем герой сможет прийти с повинной, а затем и возродиться для новой жизни.