Любимый роман из школьной программы Мастер и Маргарита
Путешествуя в течение школьных лет страницами литературы, на моем пути встречалось множество интересных и интригующих произведений на самые разнообразные темы. Конечно, меня поражали произведения, в которых поднимались проблемы общества и как плотно они переплетались с проблемами современности, и тема любви, которая является популярной во все времена. В частности, больше всего мне запало в душу произведение ХХ века, которое имело сюжетно-психологическую напряженность, это роман "Мастер и Маргарита" М. Булгакова.
Произведение, в котором тонко исследуется психология человека в тех или иных обстоятельствах, в котором рассказывается о силе настоящей любви и непоколебимости человеческой личности. Это не может оставить равнодушным читателя.
Мне кажется, этим произведением М. Булгаков хотел нам донести самые сокровенные его переживания и чувства (чувство любви - к переживаниям относительно проблем общества). Не зря говорят, что этот роман есть и всегда будет "современным", потому что вопросы, которые там поднимаются, относятся вечным. Например, вопрос жадности и стремления обогатиться за счет других, поиски смысла жизни и гармонии человека и мира, гармония душ влюбленных.
Сам роман можно поделить на три мира: земной (Москва 30-х гг.), космический (Воланд и его свита) и библейский (история о Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата). Миры, на первый взгляд, кажутся такими разными, но все они взаимосвязаны между собой. Во всех частях автор подчеркивает, что, живя на земле, люди не думают о Боге, они отставляют на задний план вечные ценности ради своих злободневных проблем.
Самой трагичной и самой загадочной линией мне показался библейский сюжет, разворачивающийся в воображении Мастера. "Самый страшный порок - это трусость" - одна из самых главных тем романа. Она касается Понтия Пилата, который через свою боязнь отправляет на Иешуа, именно оно подталкивает на измену и подлость. Истина Га-Ноцри заключалась в том, что только добро может изменить мир, именно через нее он и пострадал, ведь в Ершалаеме надо верить только в кесаря.
Моим любимым персонажем произведения является Воланд - князь тьмы. Он появился среди людей, словно карающий меч, однако он наказывал только тех, кто отступал от норм морали (взяточников, доносчиков, лодырей). Хоть он и представитель темной стороны, и ему присущи благородные черты. Его реплика "Рукописи не горят" - главный мотив произведения, в нем сочетаются и бессмертие человеческого духа, добра, любви....
Сам Мастер - творец, который лишь страдал в течение своей жизни и даже пошел в клинику для душевнобольных, искатель смысла жизни. Этот герой показался мне слабонервным и только благодаря любви с Маргаритой он обрел покой. Покой творца в гармонии душ его с любимой.
По моему мнению, этот роман глубоко психологический. Каждый персонаж играет большую роль, нет ничего лишнего. В нем насколько все продумано до мелочей, что даже нечего критиковать. Я восхищаюсь этим произведением искусства. Булгакова, потому что роман поучает, предупреждающий и знакомит с "вечным" прошлым. Люди не имеют мнений относительно изменений к лучшему, как и раньше, все стремятся лишь к обогащению, удерживают свои эгоистические настроения и не борются со своей ленью...
Сам Булгаков так и не открыл нам личного отношения к роману, не открыл истинного сюжета и смысла, мы можем лишь догадываться о них. Этот шедевр литературы мы можем рассматривать с разных сторон, зато как в прошлом, так и в будущем он будет понятным.
Итак, темная мистика этого произведения против воли и сознания проникает в душу читателя. А насыщенность загадками и тайнами заставляет перечитывать его снова и снова, каждый раз открывая в нем что-то новое и новое. Я несколько раз читала этот роман, действительно, очень трудно оторваться от книги. Не зря не один кинорежиссер снимал фильмы по сюжету этого произведения, и в каждом замечается индивидуальный взгляд на смысл книги. В нем нет неправильного мнения относительно сюжета, ведь такое впечатление, что этот роман сам находит подход к каждому из читателей. Неужели это и вправду мистика?