Сочинение по произведению Фауст
Вечереет... За окном сеет изморось... Она отвлекает меня от чтения "Фауста", но мысли все время снуют вокруг этого талантливого произведения... Вот уже дочитаны последние страницы трагедии. И совсем не хочется расставаться с героями этого шедевра, который превозносит автора - мудрого мыслителя и гения прошлого с взглядом в будущее...
Исторический доктор Фауст неясной тенью сопровождает меня в моих мыслях... Это прообраз главного героя произведения, но Гёте придает ему положительных черт: непокорность духа, мудрость, могущество ума... И это понятно... Гёте был просветителем, поэтому и его герой - это гимн Человеку, стремящемуся найти истину, познать себя и окружающий мир...
Читая и перечитывая строки трагедии, творение Гёте заставляет меня задуматься - а кто я? В каком мире живу? Верно ли избран мой путь? Какая она - истина? В чем призвание человека? Это произведение вызывает у меня много "Почему?" В беседе Господа с дьяволом - первый - на стороне Фауста. Но почему?! Неужели Господь ошибся?
Волнуюсь за Фауста... Мне так хочется, чтобы Фауст победил в поединке с Мефистофелем! Почему Мефистофель имеет такое имя? Оно очень странное. Ищу это имя в словарях-справочниках. Вдруг нахожу ответ в библейском словаре:
Мефистофель - слово греческого происхождения и состоит из двух частей: "Мефиз"- "разрушитель", а вторая - "тофель" - "обманщик". Это одно из многочисленных имен дьявола.
Получается, что Мефистофель - это сатана. До этого времени я считала, что дьявол или сатана олицетворяет в себе только негативные черты.
Снова перелистываю страницы трагедии, с удивлением открываю для себя другого дьявола. В Гёте он особенный. Почему? Опять возникает множество вопросов... Нахожу ключевую фразу к образу Мефистофеля, которую он сам говорит:
Я той силы часть, что делает лишь добро,
Желая лишь злого...
Как их понять? Пожалуй, Мефистофель и приходит на Землю, чтобы выявлять скрытые животные инстинкты, тайные темные желания смертных?! А может он показывает человеку самого себя и ужасный мир вокруг нее - в этом и заключается "добро", которое делает зло?!
А Фауст? Каждая мысль или высказывание этого героя - это кладезь жизненной мудрости! Казалось бы, что еще нужно человеку для полного самосознания? И Мефистофель уверен, что, познав все наслаждения жизни, Фауст отречется от своей цели. Почему же тогда в момент ослепления, мой герой продолжает свою жизнь в Райском мире? Ответ отыскиваю в жизни Фауста, который, пройдя мимо земные наивные желания, не забыл свою цель.
И снова думаю... Мефистофель и Фауст - антиподы. Один является яркой личностью, постоянно познает, ищет, исследует, стремится покорять вершины. Другой - спокойный, презирает человека, считает его "животным из животных". Почему? Неужели и вправду есть такой человек?
Опять мучают мысли... Маргарита - Гретхен... Особенно душа болит за эту девушку... Дочь бюргера, простая, неприхотливая, трудолюбивая, "дитя природы".
...Наивная, доверчивая, как сотни и тысячи наших девушек. И надо было ей встретить Фауста и Мефистофеля! Только я почему-то не могу понять, почему любовь, которое должно дарить лишь радость, для Маргариты превращается в страшную муку? Почему Маргарита, влюбившись в Фауста, совершающего ужасные поступки? Почему обращает внимание на человеческие осуждения, хотя и родила безбрачное дитя?! Зачем она убивает родного ребенка, зная, что за это преступление ее ждет казнь в городской тюрьме? Я только сейчас догадываюсь, почему автор это произведение назвал трагедией. Какая страшная судьба у этой простой девушки! Это смерть брата, матери, ребенка. Переосмысляю себя, а если бы я поступила в данной ситуации? Чувствую сердцем, как было трудно Маргарите? А Мефистофелю этого мало. Он невысокого мнения о женском целомудрии. Сам он легко соблазняет Марту - жену солдата. И в то же время он стремится дать Фаусту наглядное свидетельство того, как именно нужно обращаться с женщинами. Становится страшно... В голове возникают ассоциации с повседневными случаями в нашей жизни. Проблемы, которые поднимает Гёте в произведении, почему-то не очень услышаны людьми. Слушаешь новости по телевидению, которые пестрят страшными сообщениями о том, что нашли новорожденного ребенка в целлофановом пакете на помойке, или в сумке, которую оставила горе-мать зимой на автобусной остановке. Хорошо, что нашли этих деток случайные прохожие. Почему такие случаи в нашей стране стали закономерными? Почему перестают удивлять и будоражить людей?!
Снова и снова в мыслях возвращаюсь к произведению. Единственное, от чего радуется и успокаивается сердце, что душа Маргариты спасена и, раскаиваясь, она летит к Господу навсегда... А Фауст? Или переживает за то, что натворил? Он недолго проникается горем и продолжает свое путешествие сам... И опять тысячи "почему?" Возвращаюсь к произведению Гёте, он усеян противоречиями: Господь и дьявол, познания истины, высокие порывы и низменные соблазны жизни, человек-песчинка и величественный Вселенная, Фауст и Мефистофель...
Фауст... И снова Фауст стремится совместить не сочетаемое. И снова - почему? Эти "почему?" приводят к мысли, что зло нужно для равновесия, потому что мы, наверное, так бы и не поняли бы, что такое добро, если бы не было зла, или наоборот.
Только сейчас догадываюсь, для чего в произведение попадает Мефистофель. Размышляю, а смог бы человек достичь высот доброты, любви и света, если бы не знала зла, низости, тьмы? Однозначный ответ - нет!
С помощью Мефистофеля Фауст оказывается в любой точке планеты, в любой эпохе, может сделать самый фантастический поступок, требовать исполнения самого странного желания. Меня поражает его ненасытность в своем стремлении познания мира, человека. Гёте, на мой взгляд, сторонник деятельности человека не ради славы вопреки всему, даже морали. Почему?
Возможно, именно потому, что Фауст олицетворяет деятельное начало, Гёте и спасает своего героя. Душа Фауста спасена, потому что жизнь его прошла в стремлении к бесконечному. Прихожу к выводу, что позиция Мефистофеля, который считает человека немощной и никчемной, писатель противопоставляет свою страстную веру в человека, в его силу и ум. Дьявол - "часть зла", что "делает добро" научил и укрепил Фауста для долгого пути в поисках истины. Тот факт, что Фауст открывает тайну бытия и является, по моему мнению, большим шагом в прогрессе общества, потому что люди, которые принимают Фауста в пример, начинают понимать свое предназначение на Земле и пытаются соответствовать этому назначению. Начинаешь осознавать, что Гёте образ Фауста раскрывает для меня очень важную сущность: от правильного выбора в жизни даже одного человека зависит судьба всего человечества, но иногда мы, люди, часто думаем только о себе, о своем личном счастье, а не о других, поэтому наша жизнь обесценивается и становится никому ненужным. Именно это и пытался донести до нас Гёте в своем произведении. Как важно каждому из нас понять это уже сейчас, ибо завтра может быть поздно. Осознаю, что из прочитанной трагедии выношу для себя много полезного для жизни и духовного развития.
Человек может стать кем угодно и совершить что угодно, но для этого нужно понять, в чем смысл жизни и непрерывно двигаться к самопознанию и самосовершенствованию, жить и творить ради других!
На мой взгляд, история Фауста является сложной и фантастической в произведении. Она не только захватила меня. После того, как она была воспроизведена гениальным поэтом, ни один мыслящий человек на Земле не мог обойти этого высокого образца духовного дерзания. После Гёте, к образу Фауста обращались В. Пушкин, М. Лермонтов, А. Блок, Т. Манн и другие. Эта традиция не прерывается и сейчас. Замечательные иллюстрации к произведению Гёте нарисовало множество художников.
Ночь... Я дописываю последние строки своего сочинения. Думаю о человечестве, его будущем, об истории морального выбора, которая в произведении "Фауст" приобретает в моих мыслях всемирного значения...
Главный урок, что подарил мне Гёте, - это неутомимо и стремительно двигаться вперед и бороться, ибо пассивность, безразличие, примирение со злом и полный покой до всего - губительны для человека. Проблемы, поднятые в произведении, актуальны во все времена.