Урок литературы на тему: "Анна Каренина"

Цель: продолжить знакомство учащихся с романом "Анна Каренина", проанализировать образ Анны, исследовать причины противоречивости этого характера, развивать умение анализировать, сопоставлять и делать выводы, воспитывать у десятиклассников настоящие моральные ценности, любовь к жизни, семьи.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, Анны Карениной (открытка XIX в.), видео, мультимедийная презентация, песня А. Пугачевой "Анна Каренина".

Тип урока: урок-исследование

Интеграционный фон: история, русская литература, музыкальное и изобразительное искусство.

Опережающие задания. На предыдущем уроке учащиеся получили задание по группам (историки, искусствоведы, литературоведы). Класс разделен на 3 группы, но на уроке принимают участие все ученики.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

- Сколько живет человек, столько ищет ответ на вопрос: "В чем смысл человеческой жизни, человеческого счастья?". Сегодня мы проведем исследование настоящих человеческих ценностей по роману Л.Н. Толстого "Анна Каренина", и в центре наших поисков будет образ главной героини произведения Анны Карениной. Запишите тему урока: "Противоречивый образ Анны". Как вспоминал сам автор, он писал этот роман под влиянием творчества А.С. Пушкина, в частности романа "Евгений Онегин".

Поэтому начать урок я хочу словами Пушкина, а вы, посмотрите видеоролик, посвященный роману "Анна Каренина", подумайте, относительно тех задач, которые мы поставим сегодня перед собой.

(ученики самостоятельно определяют цель урока)

Эпиграфом к нашему уроку предлагаю слова Л. Костенко, которые здесь слово является главным для Анны? И почему этот образ является противоречивым? (это и есть наш проблемный вопрос, на который благодаря нашему исследованию, мы попытаемся найти, и, я уверена, найдем ответ).

Работа в группах.

- Начинаем исследования (выступления историков, искусствоведов, литературоведов).

Задачи:

Историки: исследовать историческую эпоху написания романа "Анна Каренина".

Литературоведы: исследовать образы женщин, которые стали прототипами А. Карениной. (мультимедийная презентация, репродукции портретов женщин на доске).

Искусствоведы: исследовать тему брака, судьбы женщины в работах художников 19в.

Вывод: 1860-1880 г.г. – период противоречий, переломная эпоха в жизни России, которая повлияла на проблемы главных героев литературных и художественных произведений. На первый план выходят вопросы: "Как жить?", "Какой должна быть семья". Интересуют эти вопросы и Л.Н. Толстого. Он связывает Анну со всеми героями романа, раскрывает семейные отношения семей высшего общества.

Беседа с учащимися.

Какими словами начинается роман? Как вы их понимаете? ("Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.")

  • Анна связана со всеми героями семьями романа. Она, как и они аристократка, замужняя женщина. Что мы знаем о ее жизни?
  • Помните, какой писатель впервые изобразил героиню? Что о ней говорит мать О. Вронского? (работа с текстом романа)
  • (...очень милая. Я бы с вами объехала вокруг света и не соскучилась бы... Я полюбила вас)
  • Почему мысль об Анне изменяется в высшем мире? Как вы понимаете эти высказывания?
  • Имели ли они право судить Анну?

Работа с текстом романа (определение художественных особенностей произведения, чтение по лицам).

Беседа с учащимися. Как вы понимаете слова Анны? ("Мы все созданы на то, чтобы мучиться, и мы все знаем это и все придумываем способы, как бы обмануть себя").

III. Итоги. Возвращение к эпиграфу, проблемного вопроса, мотивация произведения, образа Анны Карениной. Работа над значением имени главной героини (Анна – благодать, дар, Каренина - ум). Какой же подарок своим читателям делает автор романа?

IV. Оценки.

V. Домашнее задание. Составить цитатный план характеристики образа К. Левина, исследовать роль образов Анны и Левина в воплощении авторской концепции (инд. б.)

Приложение.

Темы контрольных сочинений:
"Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина"