В творческой сокровищнице Пушкина существует целый цикл так называемых "маленьких трагедий", характером похожих на философскую лирику. Они касаются таких тем, как смерть и бессмертие, жизни и искусства. Эти драматические произведения Пушкин писал в наиболее плодотворный период своего творчества в 1830 году. В общем, "маленькие трагедии" построены на внешних и внутренних конфликтах.
Например, творческое произведение "Скупой рыцарь" построено на внутреннем конфликте, наводит на глубокие размышления. Со словом "рыцарь" в сознании читателей формируется образ отважного, храброго, честного и великодушного, и отнюдь не жадного мелочного мужчины. Но это и придает оригинальности замысла автора, то как он показал влияние денег и власти на Барона, превращающих его в стяжателя. Пушкин показал Барона как злого, мрачного человека, для которого деньги заменили все и даже семью. Тема, которая раскрыта Пушкиным, относительно власти и денег достаточно актуальна в наше время.
"Маленькая трагедия" "Моцарт и Сальери" охватывает не тему самолюбия и зависти, как может показаться сначала, а расхождения взглядов на искусство. Пушкин представляет Моцарта, как талантливого, жизнерадостного и открытого человека. И Сальери убежден, что "бессмертный гений" по его мнению, несправедливо достался "разгульному". Моцарт считает музыку большим искусством, а Сальери убежден, что музыка-это ремесло, которому нужно учиться и непрестанно работать.
Сальери уважает Моцарта, но он не поддерживает его мнения, относительно воспитания музыкантов, и считает, что этим он принесет только вред. Сальери совершает преступление, оправдывая себя тем, что спасает искусство от упадка. Поэт не оправдывает Сальери, он просто старается обосновать причины преступления, путем внимательного изучения помыслов Сальери.
Эти совсем небольшие по размеру произведения являются блестящими достижениями Пушкина. В его драматургических произведениях отражаются реалистические образцы сложного духовного мира человека.