Следует отметить, что творчество Шарля Бодлера больше всего поразило современников поэта своей необычной откровенностью. Его произведения были восприняты как исповедь художника в собственных грехах, за что ему предъявили обвинение в поэтизации зла, что было накоплено в душе поэта, в окружающих людях и в мире вообще. Поводом для этого стала наиболее известная книга Ш. Бодлера "Цветы зла".
Осуждая сборник, отдельные представители тогдашнего общества просто невнимательно прочитали там собранные поэтические произведения. Без внимания они оставили и заявление автора о моральных уроках, которые можно вынести из его книги. К тому же, скорее всего, так называемые "судьи" проигнорировали и предисловие к "Цветам зла", в которой Ш. Бодлер сформулировал главный эстетический элемент своей творческой программы, представив его как "добыча Красоты и Зла".
Во вступлении к поэтическому сборнику "Цветы зла" Ш. Бодлер объяснил своим читателям, что такой выдающийся поэт, как, например, Данте должен пройти через "Лимба" или "первые верхние круги ада" и, проникнув в сущность зла, противопоставить ему свой идеал, нечто прекрасное, которое реально только в том случае, если будет уничтожено все зло мира и все его грехи.
Основным мотивом "Цветов зла", как и в "Божественной комедии" Данте, является мотив путешествия. Лирический герой сборника-художника, путешествующий не только в мире людей, но и в дебрях собственного "я". Это путешествие он воспринимает как своеобразные круги ада. Путешествие художника-это трудный путь скитаний, отчаяния, прозрений, разочарований, веры, взлетов и блужданий. Это путь поиска человеком истины, красоты, идеала и Бога, а вместе с тем – отдаление от собственной мечты.
Уже в первой поэзии сборника "Цветы зла" под названием "К читателю" автор рисует страшную картину греховного "я" человека и называет болезнь, которая, по его мнению, ведет все человечество к духовной и нравственной гибели.
Анализируя творчество Ш. Бодлера, можно согласиться с литературоведами, которые пришли к выводу, что болезнь под названием "сплин", которую поэт считает причиной всех несчастий человечества, это особое душевное состояние человека, который рождается окружающей действительностью. Это духовная низость, отсутствие смысла земного существования, разочарование, уныние, безразличие, скука, зло и тому подобное.
Главный лирический герой сборника, который стал для современников Ш. Бодлера жестоким моральным уроком, все грехи и боли человечества взял на себя, пройдя с ним все круги ада. Но от других художников отличает то, что он хорошо осознает весь трагизм человеческого существования, он страдает от собственной греховности и греховности всего мира, пытается противопоставить недостижимый идеал низости реальности.