Модернизм в начале XX века
Новые пути для искусства слова в Европе в начале ХХ в. прокладывали писатели Ф. Кафка, Дж. Джойс и М. Пруст. Их считают зачинателями модернизма в области художественной прозы. Средства реалистического изображения действительности уже не устраивали художников, главное внимание в их трудах уделено другой действительности — духовной, сугубо индивидуальной. Поэтому в это время появляются романы, рассказы, эссе и другие жанры «потока сознания», которые давали возможность показать течение скрытых процессов, происходящих в глубинах человеческого «Я».
«Поток сознания». Этот термин принадлежит американскому философу и психологу У. Джеймсу, который впервые воспользовался им в конце XIX века. Он отрицал существование объективной реальности, утверждая приоритет сознания человека, предстает как поток реки, в которой мысли, ощущения и внезапные ассоциации постоянно меняются и причудливо переплетаются.
Поток сознания — это средство изображения психики человека непосредственно, как сложного и текущего процесса.
Используя достижения психологической прозы Л. Толстого, Дж. Конрада, Г. Джеймса, Дж. Мередита, европейские писатели в начале ХХ в. все больше углубляются во внутренний мир личности, превращая «поток сознания» из художественного приема на общий метод изображения действительности, который претендует на определенную универсальность. Литературная школа «потока сознания» возникла в 1910-1930-х годах в творчестве Дж. Джойса, М. Пруста, В. Вулф и др. Для раскрытия сложной духовной жизни человека писатели использовали многочисленные воспоминания, внутренние монологи, различные ассоциации, лирические отступления и тому подобное.
Джеймс Джойс |
Ирландский писатель Джеймс Джойс (1882-1941) был одним из основоположников модернистской прозы. В своих произведениях он отражал напряженное духовное бытие личности, в котором сочетаются различные временные, пространственные и культурные планы. «Дублинцы» (1914) — сборник, к которому относятся рассказы 1903-1905 гг. В ней автор стремился показать «духовный паралич» общества и трагическую судьбу человека в условиях кризиса. Писатель стал популярным после выхода в свет романа «Улисс» (1922), где автор отразил своеобразную одиссею дублинского жизни и утвердил метод «потока сознания». «Улисс» — вершинное произведение модернизма в литературе, который обогатил технику романа новыми приемами.
Главным героем эссе «Джакомо Джойс» стал сам автор (по-итальянски имя Джеймс звучит как Джакомо). Это дает возможность показать духовное состояние личности под двумя углами зрения — снаружи и изнутри, вести диалог с собой. Писатель приводит автобиографические факты, но настолько переосмысливает и обобщает их, произведение приобретает широкого философского звучания. Автор становится выразителем духовных проблем своего времени, его биография — лишь повод для размышлений о сущности жизни человека, его порывы и падения, надежды и разочарования, о искусство, поиски себя в мире. История любви постепенно превращается в историю души, стремящейся самопознания и через себя-познание жизни. Джакомо — нравственно богатая, творческая личность, его внутренний мир безграничен в своих проявлениях. В эссе воплощена модернистская концепция Дж. Джойса, который утверждал многогранность и превосходство человеческой натуры, его способность творить чудесный другой мир, который лучше духовно ограниченную реальность.
Марсель Пруст |
Французский писатель Марсель Пруст (1871– 1922) — автор многотомной эпопеи «В поисках утраченного времени», над которой он работал более 20 лет. Первая часть «По направлению к Свану» была издана в 1913 году. и сначала не имела успеха среди читателей, но позже критика признала этот роман образцом модернистской прозы. М. Пруст считал, что "истина индивидуальна", ее источник «только в человеке», поэтому нет значения, в каком внешнем мире живет личность, главное — это ее внутреннее бытие, ценнее реальных событий.
Главный герой произведения — мальчик Марсель, в образе которого есть много автобиографического. М. Пруст сделал личность автора объектом и субъектом романа, используя принципы импрессионизма: «Все — в сознании», «Впечатление — критерий истины», «Мир такой, каким мы его ощущаем». Это дает возможность писателю не только рассказать о жизни реального мальчика, а прежде всего воспроизвести духовное состояние личности его времени вообще, совместить прошлое и настоящее, действительное и мнимое, реальное и желаемое.
Как бы не менялась жизнь рассказчика, его память всегда возвращается к первых впечатлений детства: городок Комбре, прогулки то в сторону Сванна, то в сторону Германтов (они были соседями), упоминания о запахе чая, пирожные, шелест трав и деревьев и тому подобное. Структура романа держится на так называемых «мелочах жизни», которые вызывают различные чувства и ассоциации. Роман не имеет хронологической последовательности, логической ясности. Развитие сюжета в нем определяют лишь «поток сознания» героя, его мысли, воспоминания и впечатления.
"Поток сознания" никогда не прекращается, это единственная реальная жизнь личности, как утверждает художник. Именно поэтому роман «В поисках утраченного времени» исследователи называют субъективной эпопеей. Для нее свойственны такие признаки, как изображение внешнего мира сквозь призму видения главного героя; свободные путешествия в области памяти; проблемы отчуждения и непреодолимого одиночества; философское осмысление темы памяти, времени, культуры; детализация душевного состояния и переживаний. По стилю роман «В поисках утраченного времени» можно назвать импрессионистическим, потому что за его основу взят не объективные наблюдения, а впечатления от людей, природы, культурных памятников. Главный герой-художник-воплощает изящное, облагороженное созерцание мира. Но рядом с ним — брутальные, внутренне низменные люди. В романе сатирически изображены пороки французского общества, где росло значение материальных, а не духовных ценностей.
В творчестве немецкоязычного писателя Франца Кафки (1883-1924) также отражены процессы разрушения культуры и морали, отчуждения и одиночества личности, которая оказалась в ситуации тупика. Это свидетельствуют его произведения "Перевоплощение" (1912),"Процесс"(1925), "Замок" (1926).